МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес   Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наша страница  

 

Игровые технологии в работе учителя-логопеда в СКОУ VIII вида

Тарутина Виктория Анатольевна,учитель-логопед

МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г.Перми

 

Воспитание и обучение детей в системе специального образования требует особого подхода со стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов.

В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. Умственно отсталые дети инертны, не эмоциональны, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит игра.

За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игровой деятельности значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.   Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.
           Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Игра способствует физическому, психическому развитию каждого ребенка, помогает раскрыть их творческие способности. Игра помогает развивать потребность в речевом общении, обогатить активный словарь. Игра занимает значительную часть в жизни ребенка. 

Основные цели игровой деятельности:

  • способствует налаживанию контакта между взрослым и ребенком;
  • помогает словесному выражению чувств;
  • дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;
  • расширяет круг интересов ребенка;
  • дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи, имитировать звуки, которые издают персонажи.

 В процессе игр дети начинают понимать, что они могут успешно выполнять игровое действие, они радуются успеху, испытывают удовлетворение от успешного выполнения игровых заданий. У них появляется настойчивость, возникает желание повторить игру.

Эффективность игр зависит от того, насколько они интересны по содержанию, насколько затрагивают значимые для детей стороны жизни и деятельности. Проводить игры надо систематически, постепенно усложняя задания, содержание и правила.

Игровые технологии используются и на логопедических занятиях в СКОУ VIII вида, увеличивая и расширяя их образовательные и коррекционные возможности. Так как в игре происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого.

Примером игровых технологий, которые может использовать логопед СКОУ, могут быть игры – драматизации. Игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка. Особенно эффективны данные игры для формирования и коррекции таких характеристик речи как - грамматический строй речи, диалогическая речь, интонационный строй, фонематическая сторона речи и т.д.

Яркая, образная речь, как правило, процесс её формирования значительно затруднён у детей  с нарушениями интеллектуального развития, играет огромное значение для полноценного развития ребенка. «Выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но в публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Умственная деятельность тесно связана с развитием и совершенствованием речи.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй. Исполняемая роль, реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.

Цель используемой технологии в работе логопеда: создать условия для развития речевой и творческой деятельности учащихся и расширения возможности их социальной адаптации посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

Обусловленность выбора данного  метода:

•        Театрализованная игра - эффективное средство развития  и коррекции личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

•        игра является основным видом деятельности детей данного возраста;

•        игра - способ взаимодействия ребенка с окружающим миром;

•        игра - метод реконструктивного, лечебно-коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений различного характера;

•        игра - средство, помогающее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации;

•        сказка обогащает чувственный и эмоциональный опыт ребенка;

•        сказка помогает воздействовать на недостатки характера и поведения, т.к. дает возможность на примере героев пережить и дать оценку отрицательным поступкам и проявлениям;

•        сказка помогает формировать положительные качества личности;

•        мораль сказки легче и понятнее усваивается детьми;

•        персонажи и герои сказки вызывают естественный отклик в душе ребенка и, нередко, оказываются для ребёнка более важными “партнерами” коммуникации, чем взрослые;

•        игра в сказку дает возможность моделирования бытовых ситуаций в игровой драматизации.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Выбор сказки обусловлен:

  • наличием проблемной ситуации;
  • особенностями психофизиологического развития детей;
  • индивидуальными и возрастными особенностями детей.

Репертуар:

  • “Сказка о глупом мышонке”;
  • “Заюшкина избушка”;
  • “Петушок и его семья”;
  • “Сказка про медведей”;
  • “Маша и ее друзья”.

Продолжительность работы - 1 учебный год с временными разрывами и включает 2 этапа.

1 этап - моделирование сказки – первое полугодие

2 этап - игровая драматизация – второе полугодие

Сказка для каждой группы выбирается индивидуально.

На первом этапе элементы выбранной в начале года сказки используются на логопедических занятиях. В зависимости от выбранной сказки в структуру занятия включаются потешки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика. В первом полугодии происходит разбор сказки: какие персонажи участвуют, их характеристика.

На втором этапе включаются такие средства художественно - эстетического воздействия, как театр игрушки, кукольный театр. Итогом работы по двум полугодиям будет элементарная театрализованная деятельность с участием детей каждой группы.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра — драматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

Ожидаемые результаты:

•        формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающим;

•        развитие личностных качеств ребенка;

•        преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии;

•        успешная адаптация детей в условиях семьи или в условиях других учреждений.

 Игровые технологии могут помочь педагогам и при работе с родителями. Многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка выполнять логопедические рекомендации в домашних условиях. Однако, навык без тренировки – дело бесполезное, а что может быть лучше для речевого навыка, чем игра. Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, ему необходимо чувствовать поддержку, одобрение, заинтересованность взрослых. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка в роли актеров, когда демонстрируется показательное выступление и таким образом они с огромным желанием применяют полученные рекомендации при разучивании реплик, диалогов, речевого материала с детьми дома. Это помогает решать задачу привлечения родителей к совместной деятельности и непрерывного коррекционного воздействия на речь.

 М.Н. Перова отмечала, что для успешного обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями  необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса является игра. Несмотря на то что игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна, олигофренопедагоги широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей.

Используемая литература:

1.      Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. “Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании”.

2.      Махалева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.

3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. –– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.

4. АртемоваЛ,В, Театрализованные игры дошкольников, Москва, Просвещение 1978.

5.  Волков Б.С., Волкова Н..В. Психология общения в детском возрасте, Психология детства, Москва, 1996.

ШКОЛЕ 75 !

! ПРИЁМ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

!КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ

! СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

ТРУДОВОЙ СТАРТ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ