МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес   Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наша страница  

 

Реализация компетентностного подхода

в системе дополнительного образования в  СКОУ VIII вида

 

Цапик Маргарита Алексеевна, педагог-организатор

МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми

 

 

Педагогическое сообщество специального образования признало право каждого ребёнка на индивидуальность, на уникальность его потребностей, интересов, на адекватную помощь со стороны педагогов в процессе личностного и профессионального становления каждого ребёнка. Также бесспорной является необходимость обеспечения благополучной интеграции таких детей в социум.

В последние годы контингент учащихся специальных (коррекционных) учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью по выраженности «дефекта» становится всё более «тяжёлым». Возникает противоречие: между высоким уровнем требований общества к развитию социально-значимых качеств личности молодёжи и возможностью соответствовать этим требованиям выпускников специальных (коррекционных) школ.

Если данное противоречие не разрешать, то оно ведёт к серьёзным  негативным последствиям: социальной и трудовой дезадаптации выпускников.

Компетентностный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья помогает решить выявленное противоречие. Под компетентностью мы понимаем готовность действовать.

Данный подход позволяет школьникам овладеть комплексом знаний и умений и успешно использовать их для решения конкретных жизненных задач (С. Г. Воровщиков, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.).

В современных условиях, когда меняются структурно-функциональный, содержательный и технологический аспекты специального образования, внеучебная образовательная деятельность, дополнительное образование могут оказывать большое влияние на процесс социального развития детей, развития их индивидуальных способностей и интересов, развития коммуникативных возможностей и опыта разнообразной деятельности, способствующей психическому и личностному развитию обучающихся.

Реализация внеурочной деятельности обучающихся в условиях перехода на  ФГОС детей с ОВЗ, массовые мероприятия для обучающихся с целью их большей эффективности и обеспечение современного качества дополнительного образования детей, непосредственно связаны с необходимостью изменения подходов к организации внеурочной работы.

 

Новые концептуальные идеи развития дополнительного образования детей нацеливают педагогов на разработку дополнительных общеобразовательных программ, которые призваны помогать обучающимся  в овладении компетенциями, в том числе и при их участии в массовых мероприятиях.

Для себя мы выделили следующие ключевые компетенции, формирование которых необходимо при реализации компетентностного подхода   во внеурочной деятельности через объединения дополнительного образования:

  1. информационная компетенция – готовность работать с информацией;
  2. коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
  3. кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  4. проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Организация работы в системе дополнительного образования является основой достижения качества образования и основой реализации воспитательного потенциала. Правильно организованная работа в объединениях позволяет не только расширить и углубить знания, полученные на уроках, но и способствует развитию ключевых компетентностей, самостоятельности, самореализации, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.

Эта работа, в тесной связи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует познавательную и общественно - значимую активность ребенка, способствует удовлетворению его интересов.

Для того чтобы занятия в объединениях дополнительного образования стали более увлекательными, нам педагогам необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания?

В нашей школе сложилась своя система традиционных массовых мероприятий: это и праздники, и концерты, сюжетно - игровые и конкурсные программы, тематические вечера и театрализованные представления, викторины, выставки, акции и многое- многое другое.

Об организации и проведении одного из таких мероприятий остановлюсь более подробно.

Массовое интегрированное мероприятие - сюжетно - игровая программа «Новогодние приключения», было организовано и проведено 25 декабря 2014 г. на базе нашей школе в рамках проекта по преемственности «Детский сад - школа» для учащихся 1- 4 классов и воспитанников детского сада № 161 как один из способов подведения итогов работы за первое учебное полугодие объединений дополнительного образования, которые существуют в нашей школе.

 

Подготовка к мероприятию проходила в несколько этапов:

 

- Разработка сценария.

Был определен сюжетный ход мероприятия – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНЫМ ОСТРОВАМ (остров Танцев, Музыкальный остров и т. д.) и выполнение на этом острове какого- то определенного испытания.

Руководителям объединений художественно - эстетического направления (драматический кружок «Искорки», хор «Колокольчик», ансамбль «Веселые нотки», кружок кукольного театра «В гостях у сказки») было дано задание - в игровой форме продумать содержание своего эпизода (попадание на остров, испытание), включив туда концертный номер своего объединения.

Таким образом, в мероприятии помимо основной ведущей, появились соведущие (педагоги, дети), это внесло сюрпризность, разноплановость, непредсказуемость в сюжет программы.

 

- Разработка и изготовление афиши и приглашений.

Этим занялась школьная типография «Улей». Под руководством руководителя объединения учащимися были разработаны эскизы афиши и приглашений - сначала на бумаге (в рамках объединения прошел конкурс, были выбраны лучшие варианты), которые впоследствии были обработаны при помощи компьютерных программ Word и Scribus и распечатаны в школьной типографии)

 

- Оформление зала, сцены, изготовление реквизита, подготовка костюмов для выступлений, игрушек для кукольного спектакля.

Эти задания были поручены объединению «Изостудия», которое отвечало за организацию выставки рисунков «Новогодние чудеса» и учителям трудового обучения, которые вместе с учащимися на занятиях по швейному, слесарному, столярному и картонажному делу шили, клеили, вырезали, выпиливали…

 

- Подборка аудио и визуально - медийного сопровождения мероприятия.

Ответственными за подборку фоновой музыки, звуковых эффектов, за запись голосового сопровождения для кукольного театра был назначен кружок «Компьютерная грамотность», на базе, которого учащиеся знакомятся и овладевают начальными навыками работы в сфере информационных технологий.

Так же данным объединением была созданы тематические слайды, которые демонстрировались на протяжении всего мероприятия

 

- Для дальнейшего освещения мероприятия в средствах школьных СМИ были задействованы школьный пресс- центр по выпуску газеты «Школьный вестник» (ребята занимались фотосъемкой программы) и школьное телевидение «54 кадра» (вели видеосъемку), затем этими объединениями были выпущены в свет специальный репортаж и видео - ролик с места события.

 

- Поскольку в мероприятии было задействованы учащиеся в качестве соведущих, персонажей, исполнителей концертных номеров, то много времени было отведено репетициям, на которых не только шла отработка выходов, поведения на сцене, построение мезансцен, но и были введены игровые и тренинговые ситауции для работы над актерским мастерством, для наилучшего перевоплощения, «вживания» в образ.

 

На репетициях дети познакомились с различными актерскими приемами (например, прием «Оживление», «Что думают предметы?»), играми на внимание, воображение, перевоплощение и др., и с увлечением окунулись в мир фантазии.

Данный этап подготовки развивает у детей мышление, воображение, фантазию и память. Учит детей создавать модель сказки по ходу ее изложения, строить полные и выразительные ответы на вопросы по ее содержанию. Воспитывает умение отличать сказочные ситуации от реальных. Совместная деятельность способствует пониманию друг друга и ведет к сплочению детского коллектива.

 

И вот, настал ответственный момент – сам праздник.

Подготовка закончена… Декорации расставлены…Артисты готовы…

Зрители (это дети - учащиеся нашей школы и воспитанники детского сада), родители, педагоги) ждут…

 

Приключения начинаются…  Артисты волнуются, переживают друг за друга, подсказывают текст… Яркие концертные номера сменяют один другой… Веселые игры и конкурсы не оставляют никого равнодушными … Куклы в руках маленьких кукловодов оживают, разговаривают, поют и веселятся…. К детям приходят долгожданные гости - дед Мороз и Снегурочка…. Хоровод вокруг елки… Песни… Танцы… В конце мероприятия всем присутствующим дарят замечательные подарки… Как в самых хороших сказках известных сказочников приключения заканчиваются хэппи-эндом…

 

Подобные мероприятия не только развлекают, но и воспитывают детей, развивают их фантазию, творчество, учат сопереживать происходящему, создают соответствующий эмоциональный настрой, повышают уверенность в себе. Дети раскрепощаются, у некоторых обнаруживаются скрытые таланты. Они становятся более уверенными и адаптивными, учатся дружить, принимать друг друга, разрешать споры. Эти навыки в дальнейшем дети переносят в свою жизнь.

И для того, чтобы превратить эти действия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы в такой деятельности. Данная работа оказывает благотворное влияние. Совместные творческие занятия, культурные мероприятия очень сближают и детей, и родителей, и педагогов школы и являются постоянными для нашего учреждения.

ШКОЛЕ 75 !

! ПРИЁМ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

!КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ

! СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

ТРУДОВОЙ СТАРТ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ