МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Технология социально-контекстного обучения

на уроках чтения в СКОУ VIII вида

 

Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения

МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г.Перми

 

Педагог сегодня должен не только учить, но  понимать, какие знания и умения, приобретаемые учениками могут быть полезными и реально использоваться в будущем.

Традиционно обучение исходит из того, что учащемуся достаточно воспринять и повторить заданные преподавателем образцы знаний и действий. Но в жизни мало стандартных, типовых задач. В жизни приходится сталкиваться с проблемными ситуациями и проблемами, требующими владения нормами действий, нормами отношений, способности к совместной деятельности с другими людьми и др.  Особенно остро данная проблема стоит перед учащимися коррекционных школ.

Эмоциональная сфера умственно отсталых детей  характеризуется незрелостью и недоразвитием. Их эмоции по­верхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко рез­ким изменениям. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления или не пытаются этого делать. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушае­мость, сниженная мотивация. Их ставит в затрудни­тельное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям.  

Они не способны критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или завышают чрезмерно, или, наоборот, за­нижают свои способности и нравственные качества

Умственно отсталые дети сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Они узнают правила нашей морали, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
         Коррекции и развитию эмоционально волевой сферы учащихся в условиях СКОУ VIII вида может способствовать использование технологии социально – контекстного обучения.

 

Технология социально-контекстного обучения (ТСКО) предполагает моделирование ролевого поведения, формирование  способности применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Технология позволяет проектировать и реализовывать в ролевых играх различные жизненные ситуации.

         Основой ТСКО является теория контекстного обучения и воспитания, разработанная в научно-педагогической школе Андрея Александровича  Вербицкого.

         В соответствии с основными положениями этой теории контекстом является  система   внутренних   и   внешних   условий   жизни   и  деятельности  человека, которая влияет  на восприятие, понимание и  преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Внутренний  контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.

Благодаря контексту ученик знает, что ему следует ожидать, и может его осмысленно интерпретировать; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее. Таким образом, внутренний и внешний мир «дан» не сам по себе, а в тех или иных предметных и социальных контекстах.

Учитель в контекстном обучении создаёт условия для включения учебных задач в контекст жизненных проблем, и объектом работы учащихся становится не “порция информации”, а ситуация в контексте будущей социальной жизни учащихся. Этим мы стараемся решать проблему социальной защиты детей.

 

Формы и методы контекстного обучения:

 

Неигровые

Игровые

- анализ конкретных ситуаций

- имитационный тренинг

- действие по инструкции

- деловая игра

- разыгрывание ролей

- игровое проектирование

 

 

         Пример применения контекстного обучения на уроке чтения в 5 классе.

 

Тема: Н. Гарин - Михайловский «Тема и Жучка» (отрывок из повести «Детство Темы»)

Ситуация «Спасение собаки».

Цель: создание условий для развития умений устанавливать последовательность событий прозаического текста после его прочтения.

Коррекционно-образовательная задача:

формировать представления о содержании рассказа Н. Гарина-Михайловского, развития умения пересказывать эпизоды в заданной последовательности.

Коррекционно-воспитательная задача:

создать пространство для того, чтобы вызвать интерес к творчеству Н. Гарина-Михайловского, воспитывать корректное отношение к прозаическому тексту, обсуждение проблемы гуманного отношения к беззащитным и ответственность за их жизнь, формировать доброжелательное отношение к собеседнику в ходе групповой работы. Умение поставить себя на место главного героя, выстроить собственный план действий в данной ситуации.

Коррекционно-развивающая задача: создать условия для развития аналитического мышления при выявлении эпизодов прозаического текста.

 

1 задание:

Установить правильную последовательность эпизодов в рассказе.

 

Этапы выполнения задания при групповой работе:

1 этап. Учитель описывает ситуацию, сообщает задание, раздаёт форматы (без вариантов правильных ответов).

2 этап. Учащиеся индивидуально определяют последовательность событий рассказа, присваивая каждому событию номер.

3 этап. Учащиеся объединяются в группы, прорабатывают своё решение в группе, находят оптимальный вариант.

4 этап. Учитель сообщает эталонный ответ, правильное расположение цифр.

5 этап. Учащиеся считают индивидуальную и групповую погрешности. Для этого по каждому событию считается разница между собственным и эталонным номером, потом разницы по всем событиям суммируются – это индивидуальная и групповая погрешности.

Маленькая групповая ошибка говорит о продуктивной работе команды о высокой степени согласованности.

6 этап. Проводится обсуждение и анализ работы.

 

  

 

Название эпизодов

Мой

ответ

Моя

ошибка

Правильный

ответ

Ответ

группы

Ошибка

группы

Тема обвязывает Жучку свободным концом от веревки

 

 

8

 

 

Жучка, потеряв равновесие, сваливается в грязь

 

 

6

 

 

Тема строит планы спасения собаки

 

 

2

 

 

Тема подбадривает себя

 

 

9

 

 

Жучка лижет Тему в самые губы

 

 

11

 

 

Тема узнает от няни о судьбе Жучки

 

 

1

 

 

Тема привязывает фонарь и спускает в колодец

 

 

4

 

 

Тема берет спички, газеты, вожжи, веревку.

 

 

3

 

 

Тема вытаскивает собаку

 

 

10

 

 

Мальчик спускает в колодец два шеста с перекладиной и петлей

 

 

5

 

 

Тема спускается в колодец

 

 

7

 

 

 

Следующее задание вытекает из первого. По эпизодам, установленном в правильном порядке пересказ «Спасение собаки». Учащийся рассказывает, остальные его корректируют.

  • Тёма узнает от няни о судьбе Жучки
  • Тёма строит планы спасения собаки
  • Мальчик берет спички, газеты, вожжи, веревку.
  • Тема привязывает фонарь и спускает в колодец
  • Мальчик спускает в колодец два шеста с перекладиной и петлей      
  • Жучка, потеряв равновесие, сваливается в грязь
  • Тема спускается в колодец
  • Тема обвязывает Жучку свободным концом от веревки
  • Тема подбадривает себя
  • Мальчик вытаскивает собаку
  • Жучка лижет Тему в самые губы

 

Задание «Что помогло спасти собаку?»
Учащиеся делают выбор предметов по рассказу и свой выбор в подобной ситуации.

 

 

 

 

 

 

Тема: «Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»

 

Решение проблемы «Есть ли рыцари в современном мире?

Цель:

         Создание условий для формирования умений определять идейное содержание прозаического текста, умений давать оценку поступкам героям, используя элементы сопоставительного анализа.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

познакомить с творчеством Ю. Яковлева, формировать умения сопоставительного анализа внешности и поступков персонажей прозаического текста, ввести понятие «рыцарь», «герой», «антигерой».

 

Коррекционно-развивающая задача:

создать условия для развития эмоциональной сферы учащихся, увеличивать объем эмоционально-оценочной лексики.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

создать пространство для принятия идейного содержания текстов Ю. Яковлева, обсуждение проблемы честности, благородства;  воспитывать смелость, стремление прийти на помощь в беде. Умение поставить себя на место главного героя, выстроить собственный план действий в данной ситуации.

 

 

Задание. Определение понятия «рыцарь».

 

 

Задание. «Сравнить поведение тюфяка Васи и Димки Ковалева на реке»

 

 

 

 

Задание «Найти героя и антигероя».
Определить наличие рыцарских черт у персонажей.

 

 

 

Задание на развитие эмоциональной сферы учащихся в рамках контекстного обучения по тексту Ю.Яковлева «Колючка»

Проблема «Красота поступков персонажей рассказа» 

 

 

 

 

Важным моментом урока, построенного по принципам технологии контекстного обучения, является рефлексия, анализ работы на уроке.

-Что я сегодня сделал и чего достиг?

-Какие знания, опыт я сегодня получил?

-Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

-Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?

 

 

Выбор форм и методов технологии социально-контекстного обучения исходит из принципов, целей обучения, содержания программного материала, условий, в которых протекает образовательный процесс, контингента обучающихся. Разработка и реализация комплекса конкретных технологий контекстного обучения - это сфера педагогического творчества учителя.

Материалом для такого комплекса могут служить и все известные формы и методы обучения, и создаваемые самим разработчиком.

Данная технология является достаточно эффективной, так как развитие эмоциональной сферы умственно отсталых школьни­ков в большой мере определяется внешними условиями, важней­шими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей. У детей появ­ляется осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, не­обходимые для их успешной социальной адаптации. Волевая активность, формирующаяся под воздействием коррекционно-направленного обучения, в значительной мере спо­собствует умственному, речевому и в целом личностному разви­тию этой категории детей.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ