МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Метод кейсов в работе учителя-логопеда в СКОУ VIII вида

 

Зверева Елена Анатольевна, учитель-логопед

МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г.Перми

                                                                                                                                                                                                                                                      

В своем материале мы хотим представить возможности использования кейс - технологии в работе с учащимися в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, позволяющие нам решать как традиционные коррекционно-развивающие задачи, так и задачи, поставленные перед учителем в новом образовательном стандарте.

По сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников метод casestady не столь известен. Еще менее опробован он в работе в коррекционных образовательных учреждениях. Однако его преимущества (коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков) столь привлекательны, что использование его в работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках школы, имеет очень много плюсов.

Кейс  - от англ.  случай, ситуация. Это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Это определенная технология анализа конкретных ситуаций или частного случая. Основное отличие кейса от педагогической задачи в том, что к нему прилагаются дополнительные блоки, например рекомендации, список литературы, который может быть использован исследователем. Представленный для анализа случай должен отражать реальную жизненную ситуацию

Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни и ее последовательное решение, в ходе которого актуализируются и расширяются знания, умения и навыки учащихся. Данный метод способствует развитию анализа ситуаций,  выбора оптимального пути решения, планирования собственных действий, оценивания альтернативного решения заданий, развития коммуникативных умений, развития навыка работы с информационными источниками. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого школьника в самостоятельную работу по решению проблемы.

Выделяют следующие виды ситуации:

- по месту их возникновения (школа, улица)

- по степени управляемости (заданные, неуправляемые, управляемые)

- по категории участников (ученик-учитель, ребенок-взрослый,  ребенок-родитель, ученик-ученик, учитель-родитель, ученик-группа учеников)

- по заложенным противоречиям (критические, конфликтные, бесконфликтные)

- по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные)

- по содержанию (учебные, проблемные и т. д.)

          Метод кейсов включает в себя решения задач определенного типа, но отличается наполнением кейса.

Изучив материал по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что наиболее адекватным и продуктивным в работе с детьми с особыми образовательными потребностями будет использование практического вида кейса. Это связано с тем, что задачей практического кейса является разрешение какой- либо жизненной ситуации, а, как нам известно, первичной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является подготовка ее воспитанников к успешной социализации.  При этом учебное значение такого кейса может сводиться к закреплению ранее усвоенных знаний, умений, навыков, либо к принятию решения в данной проблемной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными, что также отвечает нашим требованиям в условиях работы с детьми с ОВЗ. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, что, как было сказано ранее, разрешает первичную задачу по социальной адаптации лиц с ОВЗ в обществе.

Итак, предлагаю план разработки кейса по теме "Развитие лексико- грамматической стороны речи учащихся 2 класса  "Дом. Квартира".

Рассмотрим примерную структуру кейса:

Фабула (ситуация) - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

Комментарий ситуации, представленный автором

Вопросы или задания для работы с кейсом:

Фабула по нашему кейсу:

"У моей сестры есть друзья. Это очень хорошая, добрая семья Ивановых. У Ивановых трое детей: две девочки и мальчик. Кате Ивановой 2 года, Лене- 13 лет, Диме- 6 лет. Недавно Владимир и Ирина купили таунхаус. Квартира просторная, светлая, добротная, но совершенно не благоустроенная. Семья стала думать над обустройством квартиры и зашла в тупик, потому что никогда не сталкивались с подобной задачей. А вы когда- нибудь участвовали в ремонте дома или квартиры, подборке мебели? Скоро Ивановым придется переехать в свою квартиру, но она еще не готова. Мы обратились в "Школу ремонта", но им нужен дизайнерский проект. Вы хотите попробовать побыть дизайнерами интерьера? Мы могли бы помочь хорошим людям."

Словарная работа:

Таунхаус - малоэтажный жилой дом на несколько многоуровневых квартир, как правило, с изолированными входами

Добротный - сделанный хорошо, прочно, из очень хорошего материала.

Дизайнер - это специалист, занимающийся художественно-технической деятельностью, в рамках которой он создает единство внешнего вида и предназначения продукта, соблюдая его эстетическую привлекательность и функциональность.

Интерьер - внутреннее пространство помещения.

В рамках контекста ситуаций мы сообщаем:

- план квартиры;

- цветовые предпочтения, интересы и род деятельности жильцов:

*Ирина и Владимир предпочитают теплые пастельные тона, а также деревянные и стеклянные поверхности, Лена очень любит розовый цвет  и кожаные поверхности, Диме нравится салатовый цвет, а маленькой Кате нравится все яркое, пестрое и мягкое.

* Ирина домохозяйка, она увлекается вязанием и шитьем. Еще она очень любит готовить вкусные  блюда и устраивать семейные ужины. Владимир программист. Даже дома он много работает. В свободное от работы время Владимир читает, смотрит телевизор и занимается спортом. Лена учится в 7 классе. Ее увлечение - музыка и танцы. Еще она очень любит красиво одеваться, поэтому у нее очень много одежды и обуви. Дима ходит в детский сад и в спортивную секцию. Он увлекается гимнастикой. Дима очень подвижный, энергичный ребенок. Маленькая Катя пока не ходит в сад. Целый день она проводит с мамой, играя, гуляя, смотря мультфильмы. У Кати очень много игрушек, и она охотно с ними играет.

Комментарий ситуации, представленный автором

Как вы думаете, важно учитывать предпочтения жильцов? Почему? А может мы лучше знаем, что нужно для хорошего интерьера?

Вопросы или задания для работы с кейсом

1. Составление плана действий для создания дизайнерского проекта квартиры Ивановых (можно дать готовый план с перепутанной последовательностью, либо несколько пунктов плана).

2. Анализ потребностей, предпочтений и интересов жильцов.

3. Распределение комнаты квартиры по функциональному назначению.

4. Знакомство со строительными материалами и их качественными особенностями (обои и их виды, краска и ее виды, напольная, настенная и потолочная плитка, линолеум, паркет и т.д.)

5. Подбор строительных материалов, принятие цветовых решений.

6. "Подборка" мебели (посмотреть и обсудить интерьеры в журналах или интернете, ознакомиться с ассортиментом мебели, ее функциональным назначением, дать критическую оценку обстановке в собственном жилье).

8. Обсуждение обстановки квартиры внутри группы.

10. Подготовка и презентация дизайнерского проекта каждой группой учащихся.

 

Приложения

В приложениях может быть все, что учитель сочтет необходимым: картинки или фото интерьеров, предметов мебели, цветовые таблицы, таблицы строительных материалов, образцы текстиля, план квартиры. Важно в условиях работы в кейс- методе, чтобы все предложенные материалы были собраны у групп. А также таблицы, схемы, сочинения, расчеты, проекты и другие "рабочие" материалы были собраны либо у каждого учащегося, либо у группы, но как правило,  материалы собираются у учителя

Чем же отличается кейс от ситуации? Главное отличие заключается в том, что решение кейса многовариативно, что отражает жизненную правду (ведь каждая ситуация в жизни имеет массу возможных разрешений).

Опыт реализации данной технологии на логопедических занятиях в течение 2 лет показал, что существует ряд особенностей при её использовании:

- данный метод позволяет в полной мере реализовывать принцип «связи с реальной жизнью», актуализировать реальные знания и умения детей, что особенно актуально в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития;

- зачастую усвоение нового и уточнение знакомого детям лексического материала происходит в практической деятельности, ненавязчиво и  более эффективно;

- данная технология  помогает дифференцировать степень самостоятельности учащихся  и помощи учителя, т.е. осуществлять дифференцированное обучение;

- появляются возможности для изменения структуры образовательного пространства СКОУ VIII вида: появляется выход на междисциплинарную интеграцию, что зачастую затруднено в условиях коррекционного образования;

- происходит расширение взаимодействия учебной и внеучебной деятельности воспитанников;

- происходит вовлечение, в том числе, в коррекционное воздействие опосредованно  и родителей, что создаёт дополнительные возможности для реабилитации семьи ребёнка с ОВЗ;

- происходит усиление коррекционного и воспитательного потенциала каждого занятия через коррекцию и развитие коммуникативных и социальных умений и навыков учащихся посредством использования кейс – технологии.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ