МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Система работы по формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД) при работе с чертежным материалом на уроках математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, учитывая их психофизиологические возможности. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательного процесса. 

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 

•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 

•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 

•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 

•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

  Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебного предмета. Однако решение этой задачи представляет значительные трудности, поскольку содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике, но обеспечивает  способность каждого учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят :

- надпредметный, метапредметный характер;

-обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

-обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся. 

        В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  • личностный -  позволяющий сделать учение осмысленным,  направленным на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяющий сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей,  самого себя и своего будущего;
  • регулятивный - действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности;
  • познавательный - включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач;
  • коммуникативный - обеспечивает возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Следует  отметить, что большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий  отводится геометрическому материалу на уроках математики.

Учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, в силу своих интеллектуальных способностей лишены возможности изучения систематического курса геометрии. Однако им вполне доступно усвоение элементарного геометрического материала, если ознакомление с ним осуществляется в практических работах при полной и всесторонней реализации дидактического принципа наглядности.

Изучение элементарного геометрического материала содействует:

- развитию и коррекции пространственных представлений;

- усвоению основных сведений об элементарной геометрии, необходимых для практической учебной деятельности на уроках в классе и школьной учебной мастерской.

Объем геометрических сведений, умений и навыков, которые учащиеся данных школ должны приобрести, определены учебной программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Геометрический материал в программе по математике коррекционной школы расположен концентрически. На каждом году обучения учащиеся возвращаются к изучению одной и той же геометрической фигуры; представление о ней у учащихся расширяются, знания об этой фигуре обогащаются, постепенно формируется понятие.

В первом классе дети различают эти предметы по размеру, цвету. Обводят их, раскрашивают, вырезают из бумаги. Образ фигуры соотносится с названием. Также детям даются первые представления о длине, знакомятся с единицами измерения длины – сантиметром, с линейкой – как инструментом для измерения длины, учатся измерять и чертить отрезки с помощью линейки и простого карандаша. Этому предшествует работа по определению признаков предметов (длинный – короткий; широкий – узкий; высокий – низкий).

Во втором классе учащиеся производят анализ и синтез фигур. Они учатся выделять элементы фигур: углы, вершины, стороны; определять их количество, в связи с этим называть фигуры (три стороны, три угла, три вершины – это треугольник; четыре стороны, четыре угла, четыре вершины – это четырехугольник), вычерчивать данные фигуры по точкам. Знакомятся с понятиями: луч, отрезок, прямая; учатся находить различая между ними. Также дети знакомятся с единицей измерения – дециметр.

В третьем и четвертом классах школьники знакомятся со свойствами квадрата и прямоугольника. Свойства выявляются только экспериментальным путем: учащиеся измеряют стороны фигур.  При помощи линейки и карандаша чертят прямоугольники, квадраты с заданной длиной сторон. Устанавливают виды углов: прямой, тупой, острый. Дети знакомятся с циркулем, чертят окружности заданного радиуса. Знакомятся с новой мерой длины – метр, определяют, где в жизни им нужна данная мера измерения, учатся ее записывать. Также дети учатся выражать длину не одной, а двумя единицами измерения, т. е. составными именованными числами: например 1 дм. 2 см. и т. д.

Учащимся 5-6 классов предлагается решение новых задач: обозначение геометрических фигур буквенной символикой и деление данных фигур на равные части (при изучении дробей).

В 7-8 классах ученики решают задачи на вычисление площадей, а также обратные задачи: определяют основание (боковые стороны) по заданной площади и длине боковой стороны (основанию).

Но хочется отметить то, что с первых минут работы с геометрическим материалом, детей нужно учить измерять не с начала линейки, а от отметки нуль. Больше работать индивидуально,  весь материал наглядно демонстрировать и тут же проверять, что получилось у детей. Также особое внимание при изучении данной темы учитель, как в младших классах так и в старших, обращает особое внимание на обогащение словаря учащихся специальными терминами, новыми словами и выражениями. Необходимо работать над тем, чтобы за каждым словом и термином стоял конкретный образ, чтобы учащиеся чаще включали в свой активный словарь новые слова, геометрические термины. Но следует особенно тщательно дифференцировать сходные по звучанию термины, а также фигуры, которые они обозначают. Одновременно с названием фигур учащиеся с нарушенным интеллектом, должны их показывать. Кроме того, им предлагается устанавливать признаки сходства и различая этих фигур.

Учитывая несовершенство мыслительных процессов анализа и синтеза  у детей с интеллектуальной недостаточностью, следует помогать им,  создавать, план анализа элементов геометрических фигур и  их свойств:

  • число углов и их виды;
  • число сторон и их свойства;
  • число вершин;
  • название фигуры.

Очень важно при изучении геометрических фигур варьировать несущественные признаки геометрических фигур, подчеркивая при этом, что существенные признаки остаются неизменными.

Одним из ведущих приемов для изучении геометрического материала в школах,  где обучаются  дети с интеллектуальной недостаточностью, является сравнение и сопоставление. Этими приемами пользуются учителя и учащиеся младших классов. В более старших классах,  большое значение при изучении геометрического материала имеет лабораторно-практический метод.  С помощью этого метода учащихся можно подвести к определенным выводам и обобщениям.

Но в старших классах используется дедуктивный метод познания. Он заключается в переходе от общего, абстрактного к частному, конкретному. Подведение частного факта под общее правило представляет значительную трудность для учащихся с нарушенным интеллектом. Преодоление этой трудности способствует требование учителя приводить примеры самим, делать зарисовки, чертежи, подбирать наглядный материал для иллюстрации того или иного  правила, свойства.

И в заключении хотелось бы сказать, что геометрический материал нужно включать в каждый урок математики, тесно связывая его изучение с арифметическим материалом. Он внесет разнообразие в учебную деятельность, сделает урок математики более интересным и повысит их практическую направленность.

 

 ЛИТЕРАТУРА:

1. Анохина Г.М. Проектирование и реализация личностно адаптированной системы обучения в средней школе. – Воронеж, ВОИПКРО, 2004.

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010.

3. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»: учебное пособи едля студентов средних специальных учебных заведений. /Г.Ф.Кумарина, М.Е.Вайнер, Ю.Н.Вьюкова; под редакцией Г.Ф.Кумариной.- М.: «Академия», 2003.

4. М.Н.Перова «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной ) школе VIII вида». Учебник для вузов. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. 4-е издание, переработанное. М.: «Владос», 2001.

 

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ