МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Зверева Е. А.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №54 VIII вида» г. Перми

 

Современные представления о письме базируются на фундаментальных исследованиях П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Г. Лурия, Л.С. Цветковой, рассматривающих письмо как сложный системный процесс, включающий совместную работу и восприятия, и тонкую моторику, и сформированность поведения.

Каждый год возрастает количество детей, которым рекомендована программа для глубоко умственно отсталых учащихся. Такие дети  имеют  различные двигательные нарушения, которые представляют собой аномалию  моторного развития и проявляются в следующем: нарушена координация движений, общая психомоторика;  у ребёнка с огромным трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой  и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики; двигательные нарушения усиливают нарушения  артикуляционной моторики и звукопроизношения;нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико-пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

Поэтому работа по формированию графомоторных навыков имеет ряд особенностей и этапов. Мы выделяем следующие этапы:

      1. Подготовка пальцев и кистей рук ребенка.

  1. Ориентирование на листе бумаги.
  2. Формирование элементарных графических навыков.

1. Подготовка пальцев и кистей рук ребенка.

 Данное направление включает комплекс упражнений, направленных на развитие моторики пальцев рук, координации движений рук. Упражнения проводятся в три этапа: движения ладонями и пальцами выполняются одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки.

2. Ориентирование на листе бумаги.

  В своей работе обучение пространственному ориентированию начинаем с выработки схемы собственного тела и определения положения предметов относительно него. На первых занятиях в сентябре и октябре месяце учим детей дифференцировать правую и левую части тела,  выделяем ведущую руку. Для этого обводим контур ладони, пальцев карандашом на листе бумаги, затем по контуру просим определить и назвать руку. Далее просим детей выполнить инструкцию- задание: поднять левую, правую руку; показать окно левой, правой рукой, взять карандаш левой, правой рукой и т.д. Им предлагаются задания: вытянуть в сторону правую (левую) руку, назвать или показать предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. слева (справа); повернуть голову влево, вправо; наклонить голову к левому плечу, к правому плечу.

Только после того, как ученики научатся ориентироваться в пространстве, переходим к следующему этапу – ориентировке на листе бумаги. Работа начинается на листах альбомного формата. Ученики с помощью логопеда рассматривают лист, по возможности определяют правую и левую стороны листа, верхнюю и нижнюю его часть. Постепенно в речь учеников вводятся понятия: «правый верхний угол», «правый нижнюю его часть, середину листа. нижний угол», «левый верхний угол» и т.д. Эти понятия закрепляются в деятельности детей с игрушками, геометрическим материалом.

Совершенствованию ориентировки на листе бумаги способствуют задания по выкладыванию изображений предметов из плоских палочек (счетных), спичек. На занятиях используем следующие игровые задания («Выложи елочку», «Построй лесенку», «Выложи дорожку», «Сделай домик» и т.п.) Для формирования навыков ориентировки на листе бумаги  используем различные трафареты, при этом используем не только чистый лист бумаги, но и листок в клетку.

3.Формирование элементарных графических навыков.

Для формирования базовых графических навыков первоначально используется нелинованная бумага. Первые задания дети выполняют цветными карандашами: они не требуют сильного нажима, а линии получаются яркие и привлекательные. Последовательность заданий основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта. Прежде всего, отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого детям предлагаем контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шарф и т. д. На изображении стрелками указываем направления движения руки: снаружи внутрь или наоборот. Просим учеников по возможности  не отрывать карандаш от бумаги, начинать с больших витков. Затем наоборот просим начать с небольших витков, постепенно увеличивая их до максимального размаха. Заметим, что линии на бумаге  предваряем «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

Далее работа проводится с контурными изображениями, которые позволяют отрабатывать ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Ученики учатся проводить волнистые линии, полуовалы, овалы, петли. Причём рисунки необходимо подбирать так, чтобы ученик переходил от широких движений к всё более мелким. На следующем этапе переходим к проведению прямых вертикальных и горизонтальных линий разной длины. Затем добавляем рисование наклонных линий в разных направлениях, в заданном направлении,  рисование от  начальной точки («Ёжик», «Ветки дерева»), рисование наклонных по двум точкам («Ёлочка»). Рисование предметов из прямых линий по совместному замыслу,  вычерчивание фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам – это следующий этап формирования базовых графических навыков. Здесь же целесообразно  начать использовать штриховку. Задания по штриховке выполняются на крупных листах бумаги. Сначала детей просим пальцами обвести по контуру фигуры, а затем повторить действия карандашом и начать штриховать. Штрихуем сначала короткими и частыми штрихами, затем вводим центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.

Систематическое выполнение  упражнений  целенаправленно способствует развитию восприятия конфигурации букв,  установлению сходства и различия знаков,  выработке плана правильных движений при письме.

 

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ