МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

                                                                                                                                              Сюткина О.П.,

                                                                                                                               учитель музыки пения

                                                                             МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г.Перми

 

Приёмы реабилитации эмоционально - волевой сферы

учащихся СКОУ VIII вида  средствами хорового искусства

                                                                   «Все начинается с детства»  В. Сухомлинский 

                                                                     «Запоют дети – запоет народ»  К. Д. Ушинский. 

 

Введение

       Музыкальное воспитание в специальном (коррекционном) учреждении в системе дополнительного образования, в комплексе с общеобразовательными предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно – развивающие и  лечебно- компенсаторные  задачи. По мере овладения различными видами муз. деятельности дети самостоятельно используют их в различных ситуациях: во время уроков, во внеклассной работе, в быту.

  Музыкальная деятельность способствует формированию у воспитанников коррекционных учреждений эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. Однако характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья клинические проявления интеллектуальной недостаточности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведении обусловливают необходимость специальных методов и приёмов обучения. Чем раньше ребёнок включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения. Помимо этого занятия музыкой, хоровым пением предупреждают возникновение сопутствующих дефектов и нервнопсихических расстройств.

 Музыкально-коррекционное воспитание, осуществляемое систематически, начиная с момента поступления ребенка в школу, способствует более успешному эмоционально-личностному развитию учащихся и улучшает их социальную адаптацию.

 

Реабилитация эмоционально- волевой сферы учащихся СКОУ VIII вида  средствами хорового искусства

 

 Одним из видов коллективного музицирования является  – хоровое пение, которое может  быть использовано как средство коррекции и реабилитации, способствующее преодолению неадекватных форм поведения, связанных с эмоциональной депривацией ребенка с ОВЗ.

Детское хоровое пение – один из самых распространенных общественных видов музыкально-эстетической деятельности ребенка. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

      Поэтому возникла необходимость создания программы хорового кружка в условиях СКоУ

 

 Главная цель программы – создание условий для реабилитации эмоционально-волевой сферы учащихся средствами  хорового искусства через их приобщение  к музыкальной культуре,  развития  музыкального слуха, общего кругозора и художественного вкуса учащихся.

            Для реализации этой цели необходимо решение следующих учебно-воспитательных задач:

 1. образовательные:

       -  формирование певческих умений и навыков;

       -  воспитание и развитие художественного мышления;

       -  развитие чувства ритма, речевой активности, музыкальной памяти;

2. воспитательные:

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

             - помочь самовыражению умственно- отсталых детей- школьников через занятия хоровым пением;

       - активизировать творческие способности;

3. коррекционные:

        - корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

       - корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

       - корригировать нарушения эмоционально-волевой сферы;

 

Процесс обучения пению ребёнка с ограниченными возможностями длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения. Музыкальные способности детей с нарушениями в развитии отличаются определённой спецификой. У многих детей не только отсутствует вокально-хоровая подготовка, но и имеются множественные речевые нарушения, эмоционально- поведенческие расстройства. Отсутствует правильное голосоведение мелодии, интонирование, что является показателем нарушения слухоречевой координации.

Ограниченные возможности узнавания эмоциональных переживаний, воплощённых в музыке, и слабая дифференцированность восприятия средств музыкальной выразительности препятствуют выражению своих мыслей и переживаний. Работа по выполнению музыкального задания вызывает у детей положительные чувства и эмоции, но более продолжительное занятие одним видом деятельности ведёт к потере интереса и быстрой утомляемости, поэтому в данной программе предложено несколько видов деятельности на занятиях хоровым пением.

Как показывают исследования, занятия пением положительно воздействуют на дыхание, укрепляют голосовой аппарат, а также активно развивают музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, чувство ритма. Занятия в хоре проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими.

       Программа рассчитана на весь период обучения учащихся. Возраст детей посещающих хоровые занятия от 7 лет и старше. Коллектив поделён на три группы, в каждой из которой занимается по 12 человек: хор младших классов (1- 2 год обучения), хор средних классов(3-5 год обучения), хор старших классов(6-8 год обучения).

        Учитывая психофизиологические особенности детей, занятия проводятся три раза в неделю свободное от уроков время по 30-45 минут, в хорошо проветриваемом помещении. В наличии всегда есть музыкальный инструмент - фортепиано, аккордеон для педагога. Также элементарные музыкальные инструменты- колокольчики, треугольник, металлофоны, бубны, трещотки, маракасы. Подобные музыкальные инструменты активизируют детей, способствуют развитию их воображения и пробуждению творческой активности. В помощь руководителю хора имеется научная  и учебно-методическая литература, сборники песен, аудио- видео аппаратура. Произведения исполняются не только под аккомпанемент инструмента (аккордеон, фортепиано), но также и под фонограмму. При её подборе делается акцент на удобную для пения тональность, темп, грамотную  аранжировку.

      Учитывая особенности развития детей с нарушением интеллекта, нельзя забывать об особенностях выбора репертуара. При выборе репертуара важно соблюдение принципа доступности. Музыкальные произведения должны соответствовать интеллектуальным, физическим, психоэмоциональным возможностям детей.

            Репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям: иметь диапазон мелодии удобный для воспроизведения детьми; несложный ритм; понятный и простой для произношения текст. Учащиеся гораздо легче усваивают более трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.  

      Для разучивания произведений в младшем хоре используются песни звукоподражательного характера (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). Мелодии песен простые, в диапазоне ре- си первой октавы, ритмический рисунок состоит из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное.

      У учащихся среднего хора диапазон пения увеличивается до октавы (от до первой, до до второй октавы), дыхание становится более устойчивым, дети могут петь протяжённые фразы, лучше произносят слова. Подбираются песни о природе, школе, окружающей действительности. Певческие  упражнения строятся на материале, посильном для учеников. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля. Для развития слуха и голоса, певческого дыхания важно выбирать произведения, имеющие не только равномерные, но и протяжные звуки. Мелодии выбираются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая. В этой возрастной группе проявляют себя дети, музыкально более одарённые, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке.

        В старшем хоре практические действия подкрепляются элементарными знаниями о музыке. Певческий диапазон увеличивается до интервала децима: си малой октавы- ре (фа) второй октавы. Дети овладевают певческим дыханием. В этом возрасте используется разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная в связи начавшейся мутацией.

 Структура занятия включает в себя следующие этапы:

  1. Организационный момент.
    1.  Распевание (артикуляционная гимнастика, мимические упражнения, скороговорки, распевки).
    2. Разбор новых произведений.
    3. Музыкально-ритмическая разминка.
      1. Вокально-хоровая работа над разучиваемыми произведениями.
      2. Рефлексия.

  

В  вокально-хоровой работе уделяется внимание следующим направлениям:

1. Певческая установка.

    Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя или стоя является одним из обязательных условий певческого воспитания учащихся, помогает естественному развитию певческого дыхания, следить за которым приходится постоянно в течение всего периода обучения.

  2. Навыки дыхания.

    Дыхание требует постоянного внимания со стороны руководителя, т.к. оно – основа вокально-хоровой техники. С самого начала необходимо следить за тем, чтобы дыхание у детей во время пения было естественным. Качество, сила и продолжительность звука зависят от дыхания. Правильное дыхание не только способствует нормальному развитию голоса, но и охраняет голосовой аппарат от заболеваний, улучшает состояние организма.

3. Звукообразование.

Главное внимание в работе над звуком следует уделять достижению хорошей кантилены. Постоянной должна быть забота о певческой культуре, прекрасном звучании – свободном, естественном детском музицировании. Пение происходит на гласных звуках, согласные быстро проговариваются.

  4. Дикция.

  Ясная, чёткая дикция возможна при полной свободе артикуляционного аппарата (вялая работа артикуляционного аппарата снимает звук с дыхания, нарушает чистоту интонирования). Выработка ясного произношения слов должна обязательно осуществляться в соответствии с певческой дикцией, позволяющей сохранить певучесть голоса и свободу мышц гортани. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координируют слух и голос. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

  5. Строй.

     Для младшего хора приоритетна работа над горизонтальным строем: слитностью голосов и устойчивостью интонации ( чистотой унисона), умением прислушиваться к голосам поющих. Главным условием достижения строя является владение вокально-хоровыми навыками. Укреплению строя способствуют вокально-хоровые упражнения без сопровождения, развивающие внутренний слух.  Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла)

   6. Ансамбль.

    Ансамбль в хоре основывается на уравновешенности, слитности голосов по тембру; пении в единой манере. Большое значение в работе имеет ритмический ансамбль. Ритм в пении придает исполняемому произведению чёткость и динамичность.

 7. Дирижёрский жест.

    Главная задача – научить ребят понимать дирижёрский жест и реагировать на изменения  в темпе, характере звуковедения, динамике. Необходимо точное выполнение детьми жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «снятие звука».

Вокально-хоровые упражнения:

    Основная задача распевания – подготовка  голосового аппарата учащихся к дальнейшей вокальной работе через слуховую, артикуляционную, дыхательную, регистровую настройку. Работа над дикцией в попевках. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов.

                                                               Пение импровизаций:

        Целесообразно использование различных вариантов певческих мелодических импровизаций в хоровой работе с детьми: «вопрос-ответ», «музыкальный разговор», игра во  «фразы-догадки», ритмические вариации и т. д. Вокальные импровизации развивают креативность, творческое мышление, фантазию; способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности

Слушание музыки:

          Особое внимание на уроках хорового пения уделяется расширению музыкального кругозора юных певцов, формированию их слушательской культуры, эмоционально-осознанного восприятия музыкального как в условиях хоровых занятий, так и на основе коллективных посещений произведения. Они должны получить достаточные знания о музыке, её языке, музыкально-выразительных средствах. Эта задача решается концертов и музыкальных спектаклей, просмотра музыкальных телепередач, прослушивания  аудиозаписей.  Посещение выставок, театров, приглашение артистов в школу.

                                                                    Музыкальная грамота:

    На уроках происходит ознакомление детей с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса).

Музыкальная игра и движение под музыку:

   Вовлечение детей на занятиях хора к игре, движению под музыку положительным образом сказывается на их развитии. Смена различных видов деятельности активизирует внимание, развивает эмоциональную сферу, формирует эстетические чувства, отзывчивость на музыку.

  Таким образом, к приёмам реабилитации эмоционально-волевой сферы учащихся относим:

- подбор репертуара

(в строгом соответствии с возрастными, психофизиологическими, музыкальными  особенностями и возможностями учащихся;

основные критерии отбора репертуара:

 – доступность как в понимании, так и в исполнении, яркость музыкальных образов, предпочтительнее - с сюжетом;

- показ готового образца (исполнение песни самим педагогом, либо прослушивание в оригинале);

- соблюдение алгоритма занятия,  алгоритма разучивания вокальных произведений

 - использование занимательных упражнений, распевки с использованием движений, использование скороговорок;

- преобладание коллективных форм организации образовательного процесса;

- создание «ситуации успеха», эмоционально-положительных переживаний;

- использование различных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра  на музыкальных инструментах, музыкальные инсценировки);

- личный пример педагога (владение голосом, музыкальным инструментом, умение образно передать содержание произведения); В муз. деятельности эмоционально- выразительное исполнение самим педагогом муз. репертуара является не только примером исполнения, оно вызывает у детей сопереживание тем чувствам, которые выражены в том или ином муз. произведении, желание исполнить его также выразительно;

- наблюдение культурно -  досуговых мероприятий  и участия в них;

        Итогом работы в классе  являются выступления на сцене, перед публикой. Ни одно школьное мероприятие не обходится без выступления хорового коллектива. Участники первого года обучения принимают участие в концертах по мере своего продвижения.

          Результат занятий дети показывают на школьных тематических мероприятиях: 1-ое Сентября, Осенние посиделки, День матери, Новый год, 23 февраля и т.д. Также по возможности мы стараемся участвовать в мероприятиях, проводимых на уровне района, города, края. Порой стоим на одной сцене с детьми из обычных школ.  

                         В заключение, хотелось бы отметить, что дети, посещающие хоровой кружок быстрее адаптируются в коллективе; занятия, муз способствуют успешному эмоционально – личностному развитию воспитанников, предупреждают возникновения неадекватных форм поведения.

        Одним из условий результативности является постепенное «погружение в музыку», от полной пассивности к активному участию в творческом процессе, а далее к самостоятельной художественной деятельности. Музыка  отражает  определенные  жизненные  моменты  и  создает  особое  отношение  к  ним.                    Без музыкального  воспитания  невозможно  полноценное  умственное развитие  ребенка.    

            ''Изучая  музыку,  ребята  почувствуют  и  поймут,  что  они  изучают  жизнь,  что  музыка – это  сама  жизнь''  (Д.Б.Кабалевский).

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ