МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Реализация деятельностного подхода на уроках математики

в СКОУ VIII вида

 

Кенжибаева Айсулу Абдухаиловна, учитель математики

МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г.Перми

 

В последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и целях их реализации.  Таким образом, в системе образования применяются методы, обеспечивающие становления самостоятельной творческой учебной деятельности, направленных на решении реальных жизненных задач. Поэтому одно из основных направлений  в моей работе на уроках математики в  специальной (коррекционной) школе  является повышение качества обучения с помощью деятельностного подхода.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.

Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности.

         Что  же  представляет  собой  учение  как  деятельность?

Термин  «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  определяет  любую  активность,  любую  работу  человека.

         Осмысленная  и  целенаправленная  деятельность  школьников  по  овладению  знаниями  определяется  как  учебная  деятельность.

         Учебная  деятельность  не  дана  ребёнку  с  самого  начала,  её  нужно  построить  и,  как  всякая  деятельность,  учение  выполняется  на  основе  определённой  процедуры.

         Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир, и что трудно дается  ребенку с ограниченными возможностями здоровья.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка.

         Поэтому  мне  как  учителю  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка с учетом его возможностей  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.

         Что же  означает деятельностный подход?

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

 • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

         Таким образом, ключевыми  словами  в  характеристике  деятельностного подхода,  являются  слова:  искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться.

         Можно расшифровать так:

ИСКАТЬ – опрашивать  окружение,  консультироваться  у  учителя,  получать  информацию;

ДУМАТЬ – устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями,  уметь  противостоять  неуверенности  и  сложности,  занимать  позицию  в  дискуссиях  и  вырабатывать  своё  собственное  мнение;

СОТРУДНИЧАТЬ – уметь  работать  в  группе, принимать  решения,  улаживать  разногласия  и  конфликты,  договариваться;

ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО – включаться  в  работу,  нести  ответственность,  войти  в  группу  или  коллектив  и  внести  свой  вклад,  организовывать  свою  работу,  пользоваться  вычислительными  и  моделирующими  приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации,  стойко  противостоять  трудностям,  находить  новые  решения.

Реализуя на уроках математики данные подходы, мы  понимаем, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Конечно, не всегда удается использовать на уроках данный подход, но понимание детьми, что они достигли сами результата, что могут помочь своим товарищам, активизирует их мотивацию, уроки проходят более результативно.

В своей работе на уроках математики стараюсь не всегда давать детям знания в готовом виде, а направляю их на поиск различных вариантов решения проблемы. Если дети открывают на уроке что-то новое, значит цель урока достигнута.

Одним из путей организации учебной деятельности на уроке является постановка учебной задачи. Поставить учебную задачу - значить помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.

Использую три варианта постановки учебной проблемы на уроке.

  1. Создание проблемной ситуации. (Самый сложный,  но самый эффективный).

Предлагаю учащимся вопрос или практическое задание на новый материал. У учащихся появляется самостоятельность в выборе действий - каждый идет своим путем, возникают разные мнения. Даю задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у ребенка затруднение. Ввожу практические задания, с которыми ребенок до настоящего момента не сталкивался, т.е. задание не похожее на предыдущее.

  1. Подводящий к теме диалог:
  • Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
  • Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от  повторения».
  1. Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Высшая степень проблемности присуща такой учебной задачи, в которой ученик: сам формулирует проблему, сам находит решение, решает, самоконтролирует  правильность решения. Постоянное решение таких учебных задач включает ученика в систематическую поисковую деятельность, а само  обучение превращается в проблемно-развивающее.

ПРИМЕРЫ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

1)    Урок математики в 6 классе по теме «Вычитание смешанных чисел»

Учитель

Ученики

-   В группе чисел найдите самое большее число и самое маленькое

-   Узнайте насколько одно число больше другого

-   Находят, объясняют по каким признакам нашли. 6 ¼ и ¾

-   Оказываются в затруднении

 

2)    Урок математики в 8 классе по теме «Сумма углов треугольника»

 

Учитель

Ученики

-   Постойте треугольник с углами 90º, 120º,60º

Оказываются в затруднении

 

3)    Урок математики в 5 классе по теме «Письменное умножение двузначного числа на однозначное»

 

Учитель

Ученики

- На доске ряд чисел. Что это за числа? По какому признаку можно разделить на группы?

- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте на 7

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7

- Однозначные и двузначные

 

 

- Выполняют

 

- Испытывают затруднение

 

4)    Урок математики в 8 классе по теме «Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

 

 

Учитель

Ученики

Даны дроби с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями, с разными числителями и разными знаменателями

Оказываются в затруднении

 

 ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

 

1)    Урок математики в 8 классе по теме «сумма углов треугольника»

 

Учитель

Ученики

-              Выполнили задание?

-              А почему? В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия)

-              Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

-             Нет.

-             Не получается. Такой треугольник не строится (осознание затруднения)

-             Почему не строится треугольник? (учебная проблема как вопрос)

 

2) Урок математики в 5 классе по теме «письменное умножение двузначного числа на однозначное»

 

Учитель

Ученики

-            Вы смогли выполнить задание?

-            Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия)

-            Какова же будет тема нашего урока? (побуждение к формулированию проблемы)

-        Нет, не смогли.

-        В первом столбике умножали 1зн. числа на 1зн. , а во втором надо умножать 2 зн. , а мы это го еще не умеем. (осознание затруднения)

 

- умножение двузначного числа на 1 зн.  (учебная проблема как тема урока)

 

 

В своей практике при постановке учебной задачи через проблемную ситуацию  иногда сталкиваюсь с двумя препятствиями:

  1. Ученики справляются с заданием.

Тогда развертываю побуждающий диалог и помогаю учащимся сформулировать тему. «Неужели решили? А я не ожидала! Ведь примеры – то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?»

  1. Задание дается фронтально всему классу и несколько человек с ним справлялись.

«Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали.  Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?» В громкой речи фиксируем, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы  и целей урока.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате наших совместных действий. Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения. Суть: помогаю ученикам открыть новое знание. Здесь происходит выдвижение гипотезы и проверка гипотезы. Ситуации бывают разные. Гипотезы выстраиваются друг за другом. Сначала выдвигается и проверяется одна, потом - другая, и так до решающей.  Такое выдвижение гипотез называю последовательным. «Какие есть идеи?», « Вы согласны?», «Как эту мысль проверить?». В другом случае гипотезы выдвигаются все  сразу, а только потом проверяются. Такое выдвижение гипотез называю одновременным. «Какие есть догадки?», «Какие еще будут идеи?»,  «Кто думает иначе?». Важно то, чтобы сначала  детьми проверялись ошибочные гипотезы    и любая гипотеза была проверена.

На уроке случается и такое, что первая выдвинутая гипотеза является решающей. В качестве провокации предлагаю детям ошибочную. Ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести.  На своих уроках стараюсь, чтобы воспроизведение знаний носило творческий характер. Это может быть схема, таблица, опорные слова, алгоритм. Оценивание индивидуального творческого продукта проводится  через сравнение с результатом класса. «Вы согласны?», «Есть дополнения?», «Сравните с учебником». В результате появляется опорный сигнал, который используется в дальнейшем.

На этапе первичного закрепления использую возможности   самого простого вида групповой работы - работу в парах. Работа в паре выполняется по условным названием «Ученик-учитель». Каждый играет роль то ученика, то учителя. Организуется помощь сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Такая работа полезна  обоим ученикам: « учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, в конечном итоге, научить. «Ученик» получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своем уровне развития. Важно организовать работу так, чтобы ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост. Убеждена, что при правильной организации и системности работы ученики приобретут не только опыт конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, но и приобретут более качественные знания по предмету.

Результатом использования деятельностного подхода на уроках математики является высокий уровень познавательной активности, инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество учащихся.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ