МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Современные образовательные технологии

 

Гущеварова Светлана Юрьевна,

учитель истории и  обществознания

МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г.Перми

 

Что же такое технология? В буквальном переводе технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и logos — слово, учение) — означает учение о мастерстве. Существует большое количество разъяснений понятия «технология» разных авторов и источников:

- технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь);

- педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (Владимир Павлович Беспалько, доктор педагогических наук);

- педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Игорь Павлович Волков, кандидат педагогических наук).

Одним словом, единого понятия нет, поэтому термин «педагогическая технология» включает в себя смыслы всех существующих определений.

В российском образовании сегодня доступен принцип вариативности, который дает возможность педагогам выбирать и конструировать свою педагогическую деятельность с помощью образовательных технологий.  Наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г.К. Селевко. В своей книге «Современные образовательные технологии» в рамках групп и подгрупп он выделяет около ста педагогических технологий. Классифицировать и обобщить педагогические технологии по Г.К. Селевко можно по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и технологии авторских школ.

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах России и мира. К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения.

К альтернативным технологиям относят Вальдорфскую педагогику (Р. Штейнер), технологию свободного труда (С. Френе), технологию вероятностного образования (А.М. Лобок) и технологию мастерских.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Технология Л.В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности, технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий, технологии творческого развития (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов) отдают приоритет эмоционально-нравственной сфере, технология Г.К. Селевко ориентируется на развитие самоуправляющих механизмов личности, И.С. Якиманской – на деятельностно-практическую сферу.

Термины «инновационная школа» и «авторская школа» употребляются с конца 80-х годов. По существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторские школы» (И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, М. Монтессори, Н.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой и др.).

Подробнее остановимся и рассмотрим  модернизированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), лучшие традиции советской (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) школы.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированные технологии  имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. При использовании данной технологии учитывается собственное мнение и личная оценка учащегося, его активность и самостоятельность.

Личностно-ориентированное обучение позволяет использовать различные типы уроков: урок-диалог, урок-размышление, урок-деловая игра, урок-семинар, урок-взаимообучение, урок-интервью, урок-состязание. На уроке уместно предлагать выполнение самостоятельной работы, чтение дополнительной литературы, конспекты, рефераты, викторины, выставки рисунков, мини-сочинения, проблемное изложение.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии (Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманская), технологии сотрудничества(педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании).

 Разноуровневое  обучение (Г.К. Селевко, Н.П. Гузик) — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень освоения учебного материала учащимися школьной программы, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Дифференциация процесса обучения обеспечивает каждому ученику условия для развития его способностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.  Дидактический материал при разноуровневом обучении предполагает деление текстов, заданий, тестов. Здесь каждый ученик находит своё место на уроке, используя доступную для него форму работы.

Теоретической и методологической основой практико-ориентированного обучения являются работы в области методологии психолого-педагогических наук (JI.C. Выготский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский), теоретические положения индивидуализации обучения (Б.И. Вершинин, A.A. Кирсанов, И.Э. Унт), концептуальные работы в области теории и практики образования и обучения (A.C. Белкин, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина), научные положения о сущности дидактических принципов в обучении (B.C. Безрукова, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин).

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, формирование практического опыта, активизация деятельности учащихся в обучении, что способствует принятию самостоятельных решений. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации обучения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества учащихся. В основе данной технологии  находится деятельностный подход. Используются практические и лабораторные работы, экскурсии, выездные занятия, эксперименты, ролевые игры, приветствуется исследовательская деятельность.

Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Применение информационных технологий на уроках позволяет учащимся использовать компьютер при работе с текстом, графикой, электронными таблицами, создании несложных презентаций, а также для поиска информации в сети Интернет. Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация  учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, усиление мотивации к обучению, активизация процесса обучения.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, Л.С., Выготский, Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Термин «арт-терапия» (буквально – лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. Основная цель арт-терапии(музыкотерапия,  фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия) состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Использование различных технологий арт-терапии позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.

Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу. Теория проблемного обучения отражается в работах отечественных авторов Л.И. Лернер, И.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности, что обеспечивает высокую мотивацию учащихся. К формам  проблемного обучения относят проблемное изложение (в ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель), совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися), исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно), творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение), поисковая беседа (смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов, опираясь на имеющиеся знания детей). Проблемное обучение – стимул к творческой деятельности ребенка, при которой происходит активизация умственной и эмоциональной сфер психики. Проблемное обучение позволяет самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации, что может выразиться в изготовлении какого-то продукта труда (конструкция, сочинение, рисунок и т.д.) 

Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине – занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Проектная деятельность помогает развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Проектная деятельность проходит поэтапно. Итогом проектной деятельности может быть видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное произведение, спектакль, публикация, справочник, учебное пособие, атлас, журнал, праздник, картина, презентация.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.  На уроках следует применять смену видов деятельности, физкультминутки, чередование позы ученика, дидактические игры, инсценирование, видеоэкология, соотношение цветовой гаммы, сказкотерапию, изотерапию. Здесь учитывается культура речи учителя, эмоциональный настрой урока и т.д. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий –  обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждениях образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

Существует такое понятие как воспитательная технология – это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели.

К воспитывающим ситуациям можно отнести метод приучения и упражнения, который используется с целью формирования устойчивых навыков социального поведения, таких как санитарно‑гигиенические и хозяйственно‑бытовые умения, навыки самоорганизации. Личный пример педагога, ведь действия, суждения, привычки педагога являются долгое время образцом для подражания, а авторитет – непререкаемым и неоспоримым, дети стремятся быть похожим на своего учителя. Большое значение имеют примеры из окружающей ребенка жизни. Побудительно‑оценочные методы доступны для ребенка будь они словесными (поощрение, неодобрение, требование),либо абстрактными заменителями (фишка, флажок, звездочка, знак). Метод стимуляции и активизации познавательной деятельности (игры, создание ситуаций успеха, беседы, встречи, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства). Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития, в процессе сотрудничества педагога и детей.

Итак, совершенствование системы обучения детей на данный момент является актуальным. Это касается как обычных общеобразовательных школ, так и коррекционных ОУ. Педагоги на занятиях используют широкий спектр педагогических технологий с целью подготовки учащихся к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Дети с ОВЗ – не исключение. Возникает потребность в изменении целей и задач обучения.
Поэтому, грамотное сочетание традиционных и современных образовательных технологий совершенствуют учебный процесс, а знания учащихся приобретают новые качества, а именно, развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе.

Литература

 

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения//М., 1995;

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.//М., 1989;

3. Кларин М.В. Педагогическая технология//М., 1989;

4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии//М., 1997;

5. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем// Школьные технологии//1996, №3;

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//М., 1998;

7. Юдин В.В. Педагогическая технология//Ярославль, 1997.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ