МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Консультация учителя-логопеда для родителей первоклассников

Развитие моторной сферы детей младшего школьного возраста


Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых И.П. Павлова (1951); А.Р. Лурия (1973); А.А. Леонтьева (1999),  которую можно представить в виде пирамиды.  Где общая моторика (движения рук, головы, туловища) является основой развития всех более тонких моторных функций (см. Рис.1).

Рисунок 1

Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова (1973), А.В. Антакова – Фомина (1975), М. Аксенова (1990) и другими  доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук. Для развития речи – необходимо развивать мелкую моторику: делать пальчиковую гимнастику, играть в песке, воде, собирать мозаику, выполнять шнуровку, заниматься художественными видами творчества. Таким образом, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык (Верясова Т.В., 2001).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы (Лизунова Л.Р., 2008).

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики:

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя.
  • Артикуляционную гимнастику проводят перед настенным зеркалом, для того чтобы ребенок мог хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо (Лопатина Л.В., 2003).

Для занятий дома разработана методическая брошюра, в которой перечислены упражнения для артикуляционной гимнастики, которые представлены в форме сказки. Каждое упражнение сопровождается картинкой  в соответствии с его названием. С ребенком перед началом занятий можно рассмотреть эту книжку, раскрасить картинки. И каждый раз проводить гимнастику в форме игры, так как дети охотнее приступают к деятельности, в которую включаются игровые моменты. После каждого упражнения, следует хвалить ребенка, для поддержания интереса к занятиям. Начинать выполнять артикуляционную гимнастику следует начинать с 3-4 упражнений, постепенно увеличивая их количество.

Для того чтобы вы могли показать ребёнку образец выполнения упражнения, представлю вам их и попрошу повторить за мной.

 

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

  1. «Окошко».

На счёт 1 открыть рот – «жарко», на 2 закрыть рот  - «холодно».

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся  он рано утром и выглянул в окошко.

 

  1. «Лягушка».

Улыбнуться показать сомкнутые зубы, удерживать губы в таком положении до счёта 5.

Услышал Язычок звуки: ква-ква, это лягушка в траве прыгает.

 

  1.   «Трубочка».

Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта 5.

Решил Язычок всех разбудить, взял трубу и начал дудеть.

 

  1.  «Блинчик».

Пошлепать язык губами, произнося звуки [пя-пя-пя].

Покусать язык зубами, произнося звуки [та-та-та]. Повторить 5-7 раз.

Поиграл Язычок немного и решил, что пора и позавтракать. А мама для язычка испекла вкусных блинов.

 

  1. «Вкусное варенье».

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю губу, а затем нижнюю губу по кругу. Повторить 5-7 раз.

Блины язычок ел с вареньем, поэтому все губы испачкал.

 

  1. «Чашечка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10.

Поел язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашечка.

 

  1. «Лопатка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Вышел Язычок в сад,  и захотелось ему цветы посадить в клумбу, взял он лопатку и начал копать.

 

  1. «Качели»

Широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней губе. Повторить 5-7 раз.

После работы в саду, захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз. Весело качаться с Язычком на качелях!

 

  1. «Лошадка»

Пощелкать кончиком языка. Повторить 5-7 раз.

Покачался Язычок на качелях. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

 

  1. «Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться язычком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-7 раз.

Долго гулял Язычок и вдруг подумал: а не пора ли  еду идти домой? Надо узнать который час. Покажи,  как работают часики!

 

  1.  «Почистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить»  за нижними зубами (влево-вправо). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами. Повторить 5-7 раз.

Вернулся Язычок домой. Мама ему говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном язычок пошёл умываться и … правильно чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

 

Выполняя с ребенком гимнастику для языка, вы будете развивать тонкие точные движения артикуляционного аппарата. Такие занятия будут способствовать более быстрой и успешной коррекции нарушений устной речи (Косинова Е.М., 2003).

 

Библиографический список

  1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С.Алмазова. - М, 2005.
  2.  Анищенкова, Е. С.Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. – М.: Издательство: Корона-Принт,
    1. Верясова, Т.В. Целостная модель организации моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи: учеб. пособие / Т.В. Верясова. — Екатеринбург, 2001. – 30 с.
    2. Косинова,  Е.М.Гимнастика для развития речи / Е.М. Косинова. – М.: Издательство «ЭКСМО», 2003.
      1. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый тренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург, 2006. – 224 с.
      2. Лизунова, Л.Р. Коррекционно-педагогическая работа при псевдобульбарной дизартрии легкой степени у дошкольников: Учебно-методическое пособие. Часть 1. Логопедическое обследование / Л.Р. Лизунова. – Пермь: ПКИПКРО, 2008.
      3. Лопатина, Л.В. Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией / Л.В. Лопатина // Психологическая наука и образование. –2003. – №2. – С. 38-43.
      4. Семихатская, С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев при коррекции звукопроизношения у дизартриков / С.В. Семихатская // Логопед. – 2006. - № 9. – С.53-58.
      5. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей... / Е. А. Пожиленко. – М.: Издательство: Каро, 2006.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ