МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Министерство образования Российской Федерации

Городской комитет по образованию и науке г. Перми

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) образовательная школа № 54 VIII вида г. Перми»

 

Обсуждена методическим

объединением учителей

начальных классов МБС(к) ОУ

«Школа № 54» VIII вида

__________________ 2005 г.

Протокол № _____________

 

 

 

М.А. Цапик

 

 

Программа занятий драматического кружка

 

«Развитие творческих и индивидуальных способностей

 у детей с интеллектуальной недостаточностью

с использованием сценических методов»

 

 

 

 

 

                                                                                              Возраст детей:10-16 лет

Срок реализации: 3 года

Педагог дополнительного образования:

Цапик Маргарита Алексеевна

 

                                                              

 

 

Пермь 2005

Содержание:

 

  1. Пояснительная записка                                                                           3
  2. Цели и задачи программы                                                                      5
  3. Методологические и теоретические основы программы                   10
  4. Учебно-тематический план работы кружка                                        11
  5. Содержание курса                                                                                  14
  6. Требования к уровню подготовки учащихся                                      33
  7. Список литературы                                                                                36

 

Пояснительная записка

В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание проблемам детства: разрабатываются федеральные и муниципальные социальные программы, развивается система учреждений, которые оказывают помощь семье и детям. Эти программы и учреждения создаются как системой образования, так и системой социальной защиты или системой здравоохранения. Одна из важнейших задач, которую они ставят перед собой – коррекционно-развивающая работа с детьми и их родителями.

Под коррекционно-развивающей работой мы понимаем систему педагогических и психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей и преодолению отклонений в их интеллектуальном развитии. Это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Основной контингент  МС (к) ОУ «Школа № 54» – дети и подростки, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. Это отражается на их развитии следующим образом:

  1. Дефекты мышления:

1.1.   несформированность логического мышления  

1.2.   нарушение познавательной деятельности

1.3.   нечеткое представление об окружающем мире                                                                            

1.4.   слабость смысловых связей

1.5.   ограниченный кругозор

1.6.   ослабленное творческое воображение

  1. Нарушения внимания:

2.1.   узость и недифференцированость восприятия окружающих  предметов    

2.2.   недостаток наблюдательности

2.3.   трудности в сосредоточении                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1. Нарушения памяти:

3.1.   трудности припоминания и воспроизведения разученного материала

  1. Недоразвитие речи:

4.1.   ограниченный словарный запас

4.2.   нечеткое произношение некоторых звуков и отдельных слов

4.3.   нарушение мотивации речи

  1. Несформированность эмоциональной сферы:

5.1.   в эмоциях отсутствует многообразие и дифференцированность

5.2.   отсутствие инициативы и самостоятельности

  1. Выраженное недоразвитие двигательной сферы:

6.1.   нарушения координации

6.2.   угловатость движений

6.3.   нарушения мелкой моторики

6.4.   дефекты мимики, пантомимики и жестов

  1. Затруднения в общении с людьми:

7.1.   неадекватная самооценка (заниженная или завышенная)

7.2.   трудности в установлении контактов с незнакомыми людьми

Для устранения подобных отклонений в развитии детей их необходимо приобщить к таким направлениям творческой деятельности, такие как музыка, танцы, живопись, театр, прикладное искусство и др.  Искусство способствует сохранению личностной целостности ребенка, помогает преодолеть проблемы поведенческого плана, повышает самооценку. Его воздействие основано на актуализации творческого потенциала школьника.

Одним из  значимых направлений развития творческих способностей детей с отставанием в развитии является  «терапия средствами искусства». Она осуществляется на занятиях по сценическому мастерству в драматическом кружке. Вся работа, проводимая в нем, направлена на то, чтобы ребенок, приобщаясь к искусству, развивался умственно, эмоционально и физически и впоследствии мог стать успешным в профессиональной деятельности.

Для реализации данных целей нами была разработана программа занятий драматического кружка.

I. Цели и задачи программы

Цель программы – развитие и стимулирование двигательных, речевых, социальных и коммуникативных навыков школьников посредством сценических методов (этюдов, миниатюр, монологов, диалогов, театральных постановок и т.д.).

Задачи:

  1. Воспитательная:

- формирование социально приемлемого поведения

- сплочение детского коллектива

- формирование чувства самоуважения у детей

- воспитание творческой активности у детей

- воспитание выдержки и наблюдательности

  1. Образовательная:

 - обучение детей ориентированию в сценическом пространстве

 - повышение общего культурного уровня

- ознакомление с основами театроведения

- расширение активного и пассивного речевого словаря

- изучение основных сценических понятий

- обучение приемам запоминания больших текстов

- овладение приемами выражения основных видов эмоций

  1. Развивающая:

- развитие уровня самосознания и самоконтроля

- активизация познавательной потребности, воображения

- удовлетворение творческих интересов учащихся.

Тип программы – комплексная.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на три года обучения. Объём программы 306 часов, которые равномерно распределяются в течение всего периода (102 часа в год; занятия проводятся три раза в неделю по 1 часу).

Возраст участников кружка от 10 до 16 лет. Нижняя граница возраста объясняется недостаточным развитием умственных способностей у детей для изучения театральной деятельности. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Наполняемость группы – 10-12 человек. Это обусловлено тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуального развития учеников. В ходе занятий в смешанной группе участники кружка изучают общую тему, при этом выполняют различные по степени сложности и объёму задания.

Занятия в драматическом кружке ведутся по программе, включающей пять разделов.

I Раздел «Основы сценической речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. 

II Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.

III Раздел «Актерское мастерство и основы сценической грамоты» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

IV Раздел «Постановочно-репетиционные работы». В этом разделе учащимся будут даны знания и умения  по постановке театрального действия, выстраиванию мизансцен при постановке драматических номеров, владению пространством сцены. Учащиеся овладеют умениями «видеть и слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые комплексы, почувствовать себя более раскованно.

V Раздел «Концертная деятельность» включает в себя подготовку и показ номеров на общешкольных мероприятиях, а также участие кружка в районном конкурсе литературно-музыкальных композиций, проводимом среди школ в апреле-мае.

Основные функции этого раздела:

 - создает условия для самоприятия, самореализации и самоутверждения ребенка

 - устанавливает позитивные взаимоотношения ребенка с окружающими

  - развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус.

Концертная деятельность является основной и конечной формой творческой самореализации учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей.

Часы занятий по разделам «Постановочно-репетиционные работы» и «Концертная деятельность» будут выстраиваться в соответствии с планом общешкольных мероприятий. 

Следует отметить, что обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному». Особенностью второго и третьего года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме – одна тема подается в течение года с возрастанием по степени сложности.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста и опыта работы в кружке). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику,  что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала), творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.), практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.), просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

 - вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);

- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме);

 - рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы);

 - итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.

Контроль так же может осуществляться в такой форме, как контрольное занятие, зачеты в различной форме, участие в общешкольном мероприятии или ежегодное участие в районном конкурсе.

Условия реализации программы

Спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, гимнастические стенки, скамейки и т.д.);

классная комната - техническое оснащение (магнитофон, телевизор, видеомагнитофон);

актовый зал с подиумом.

 

II. Методологические и теоретические основы программы.

В качестве методологической основы нашей программы выступают зарекомендовавшие себя в науке теории личности и деятельности работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., работы по проблемам специальной психологии и психопатологии М.С. Певзнера, К.С. Лебединской и др., труды по искусствоведению К. Станиславского, Б. Захавы, И. Коха и  др.

Как и любая другая, данная программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступить принципы, определяющие построение программы работы:

1)    принцип гуманизма – веры в возможности ребенка, субъективного позитивного подхода к перспективам его развития;

2)    принцип системности – рассмотрение ребенка как целостного качественно-своеобразного,  динамично развивающегося субъекта;

3)    принцип практической направленности – учета реальных возможностей ребенка в практических ситуациях;

4)    принцип деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

5)    принцип индивидуально-дифференцированного подхода – корректировка содержания и формы коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и основных целей работы;

6)    принцип увлеченности и творчества – развитие творческих способностей детей, при этом творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности;

7)    принцип культуросообразности -  ориентация на потребности общества и обучающейся личности.

  

Учебно-тематический план работы драматического кружка:

 

1. Учебно-тематический план первого года занятий сценическим искусством

 

Наименование  разделов и тем

Общее

 количество часов

из них, в том числе

теоретических занятий

практических занятий

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Основы сценической речи

24

5

19

2.1

Вводное занятие

1

1

-

2.2

Культура речи

2

1

1

2.3

Дыхание и голос

10

2

8

2.4

Дикция

11

1

10

3.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

24

1

23

3.1

Вводное занятие

1

1

-

3.2

Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах

23

-

23

4.

Ритмопластика

25

4

21

4.1

Вводное занятие

1

1

-

4.2

Ритмика

8

1

7

4.3

Пластика

8

1

7

4.4

Танцевальная азбука

8

1

7

5.

Репетиционно - постановочные работы

 

25

1

24

6.

Концертная деятельность

2

-

2

7.

Итоговое занятие

2

2

-

 

ИТОГО:

102

12

90

  

 

2. Учебно-тематический план второго года занятий сценическим искусством

 

Наименование

разделов и тем

Общее

 количество часов

из них, в том числе

теоретических занятий

практических занятий

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Основы сценической речи

20

5

15

2.1

Культура речи

2

1

1

2.2

Дыхание и голос

2

-

2

2.3

Дикция

4

-

4

2.4

Орфоэпия

6

2

4

2.5

Работа над текстом

6

2

4

3.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

21

2

19

3.1

Наблюдательность

4

-

4

3.2

Сценическое действие

9

1

8

3.3

Сценическое внимание

8

1

7

4.

Ритмопластика

20

2

18

4.1

Ритмика

5

-

5

4.2

Пластика

8

1

7

4.3

Танцевальная азбука

7

1

6

5.

Репетиционно - постановочные работы

34

2

32

5.1

Основные этапы работы над театральным действием

34

2

32

6.

Концертная деятельность

4

-

4

7.

Итоговое занятие

2

2

-

 

ИТОГО:

102

13

89

 

  

2. Учебно-тематический план третьего года занятий сценическим искусством

 

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

из них, в том числе

теоретических занятий

практических занятий

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Основы сценической речи

16

4

12

2.1

Дыхание и голос

2

-

2

2.2

Дикция

2

-

2

2.3

Орфоэпия

5

2

3

2.4

Работа над текстом

7

2

5

3.

Актерское мастерство и основы сценической грамоты

19

2

17

3.1

Сценическое воображение

10

1

9

3.2

Сценическое общение

9

1

8

4.

Ритмопластика

19

2

17

4.1

Пластика

9

1

8

4.2

Танцевальная азбука

10

1

9

5.

Репетиционно - постановочные работы

39

-

39

5.1

Основные этапы работы над театральным действием

39

-

39

6.

Концертная деятельность

6

-

6

7.

Итоговое занятие

2

2

-

 

ИТОГО:

102

10

92

 

 

Темы теоретических и практических занятий по программе

I. Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в драматическом кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр.

Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («снежный ком», «угадай, чей голосок» и т.д.).

Тема 2. Основы сценической речи (24 часа).

2.1. Предмет «Сценическая речь» (1 час).

Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью.

2.2. Культура речи (2 часа).

Беседа о вежливости.

Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).

2.3. Дыхание и голос (10 часов).

2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

Практические занятия – дыхательная гимнастика:

1)    Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).

2)    Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах», «Цветы» и т.д.).

3)    Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).

4)    Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).

5)    Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.

6)    Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.).

2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.

Практические занятия – голосовая разминка:

1)    Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата («В лесу», «Не разбуди медведя» и т.д.).

2)    Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто ушел?», «Магазин», «Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).

3)    Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).

4)    Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).

5)    Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно («Эхо», «Шмели» и т.д.).

2.4. Дикция (11 часов).

Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи.

Практические занятия:

  1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).
  2. Артикуляционная гимнастика:

1)    Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).

2)    Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты (24 часа).

3.1. Вводное занятие (1 час).

Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.

3.2. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах (23 часа).

  1. Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.).
  2. Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.).
  3. Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:

3.1.   действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)

3.2  действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).

Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады.

3.3.   упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)

3.4.   упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).

4. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия:

4.1.   Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).

4.2.   Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и улизнуть и т.д.).

4.3.   Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).

Тема 4. Ритмопластика (25 часа).

4.1. Предмет «Ритмопластика» (1 час).

Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике, о правилах поведения на уроке, о форме одежды для занятий.

4.2. Ритмика (8 часа).

Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и  темп движения как выразительные средства в искусстве.

Практические занятия:

 1. Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма:

1)    отстукивание, прохлопывание заданного ритма

2)    ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)

3)    ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)

4)    построение и переход в колонну, шеренгу, круг

5)    прыжки под музыку под скакалку

6)    бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.

 2. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.).

 3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).

4.3. Пластика (8 часов).

Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве. Воспитание пластичности.

Практические упражнения:

  1. Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.).
  2. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики  («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).
  3. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины,  на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).
  4. Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » и т.д.).
  5. Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).
  6. Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).
  7. Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.).
  8. Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» и т.д.).

4.4. Танцевальная азбука (8 часов).

Понятие «танец». Значение танца в драматическом искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).

Практические занятия:

  1. Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)
  2. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.
  3. Комплекс простых движений под музыку (танцевальная и двигательные разминки).
  4. Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («звериная дискотека» и т.д.).
  5. Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения («Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята » и т.д.).

Тема 5. Репетиционно – постановочные работы (25 часов).

Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация номеров, структура номера. Основные этапы работы над номером.

Практические занятия:

  1. Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.
  2. Распределение ролей.
  3. Рабочие репетиции.
  4. Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.
  5. Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).
  6. Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций.
  7. Показ номера на общешкольном мероприятии.
  8. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.

Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к общешкольным мероприятиям.

Тема 6. Концертная деятельность (2 часа).

Практические занятия.

После первого года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и показать два номера.

Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).

Заключительная беседа руководителя кружка с разбором работы каждого участника. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.

 

 

II. Второй год обучения

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Ознакомление учащихся с задачами кружка на данный учебный год.

Тема 2. Основы сценической речи (20 часа).

2.1. Культура речи (2 часа).

Беседа о культуре общения.

Практическое занятие: урок – практикум по изучаемой теме.

2.2. Дыхание и голос (2 часа).

Практические занятия:

  1. Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Три круга», «Пять точек», «Шарики», «Вибрационный массаж» и т.д.).
  2. Комплекс дыхательных физических упражнений с использованием голоса («Чистим носоглотку», «Колокол», «Лимоны», «Колодец» и т.д.).
  3. Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).
  4. Комплекс упражнений на мышечную релаксацию и координацию движений («Улитка», «Червячок», «Лодочка», «Чечётка» и т.д.).
  5. Голосовой тренинг.
  6. Пропевание куплетов известных детских песен.

2.3. Дикция (4 часа).

Практические занятия - артикуляционная гимнастика:

  1. Комплекс упражнений на отработку дикции («В лесу», «Комарики», «Молотки» и т.д.).
  2. Комплекс упражнений на освоение четкости и ясности произношения на материале скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.

2.4. Орфоэпия (6 часов).

2.4.1.  Содержание понятия «орфоэпия». Буква и звук. Речь письменная и устная.

Практические занятия:

Комплекс упражнений на развитие способностей узнавать и различать речевые звуки («Веселые колокольчики», «Зайки-барабанщики», «Найди игрушку» и т.д.).

2.4.2.  Гласные и согласные звуки.

Практические занятия:

Комплекс упражнений на длительное и плавное произношение гласных и согласных звуков («Паровоз», «Ауканье» и т.д.).

Комплекс упражнений на звукоподражание («Устами младенца», «Пыхтелки», «Жук и бабочка» и т.д.).

2.5. Работа над текстом (6 часов).

2.5.1. Темпоритм речи, соотношение фраз и частей по темпу как одно из средств выражения соотношения главного и второстепенного в чтении.

Практические занятия:

1)    Комплекс упражнений по логопедической ритмике. Произношение фраз под прыжки, хлопки и т.д.

2)    Подвижные игры, сопровождаемые речью («Погуляем-поиграем», «А мы громко хлопаем …» и т.д.).

2.5.2. Логические ударения. Определение логических ударений по смысловому признаку.

Практические занятия:

1)    Комплекс игр на выделение в стихах логических ударений («Веселые горнисты» и т.д.).

2)    Коллективное прочтение текста с различными перестроениями на сцене, а также с использованием гимнастических упражнений.

2.5.3.  Выразительное чтение четверостиший.

Практическое занятие – «Словарный КВН».

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты (21 час).

3.1. Наблюдательность как важнейший признак сценического действия (4 часа).

Практические занятия:

  1. Комплекс упражнений на развитие наблюдательности (например, наблюдение за изменениями в природе; привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого и т д.).
  2. Комплекс игр на развитие наблюдательности («12 палочек», «Прятки», «Все к своим флажкам» и т.д.).
  3. Комплекс игр на подражание («В больнице», «В магазине» и т.д.).

Также можно использовать в этом разделе творческие игры:

1)    бытовые игры («В семью», «В гости» и т.д.)

2)    игры на сюжеты из жизни детей («В детский сад», «В школу» и т.д.)

3)    игры с профессиональными сюжетами (в шоферов, пожарников, врачей и т.д.)

4)    игры на героико-романтические сюжеты (в летчиков, космонавтов и т.д.)

5)    сюжетные игры, связанные с просмотром кинофильмов и телепередач, с чтением сказок и рассказов.

3.2. Сценическое действие (9 часов).

Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Предлагаемые обстоятельства как совокупность условий, в которых происходит сценическое действие.

Практические занятия:

  1. Простейшие этюды на сценическое действие (открываю дверь из класса в коридор, потому что … и т.д.).
  2. Более сложные этюды на темы, предложенные руководителем:

1)    групповые этюды («В библиотеке», «В цирке», «На дискотеке» и т.д.)

2)    этюды на темы сказок («Двенадцать месяцев», «Золушка» и т.д.)

3)    этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и т.д.)

4)    парные и индивидуальные этюды (например, мальчик поскользнулся, упал, ушиб ногу, надо помочь товарищу и т.д.)

5)    этюды на взаимовыручку («Борьба за мяч», «Волк во рву»  и т.д.)

3.3. Сценическое внимание (8 часов).

Внимание. Виды внимания – произвольное, непроизвольное. Объекты внимания – внешние и внутренние. Особенности внимания, необходимые при игре на сцене.

Практические занятия:

  1. Комплекс упражнений на развитие произвольного внешнего  внимания (например, осмотреть предмет, отметить его особенности и подробно описать их по памяти; на ощупь с закрытыми глазами рассортировать монеты; узнать по запаху вещь и т.д.).
  2. Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего  внимания (например, вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах сосны; произвести в уме какое-либо несложное вычисление и т.д.).
  3. Комплекс игр на внимание («Кто первый?», «Что летает?», «Заяц без норки», «Летающий мешочек» и т.д.).
  4. Комплекс этюдов на сценическое внимание (я внимательно вдеваю нитку в иголку – сначала настоящую, потом воображаемую; я внимательно ищу какую-либо вещь – сначала на самом деле, потом «будто бы прятал»; я в темноте пробираюсь между стульями и т.д.)

Тема 4. Ритмопластика (20 часов).

4.1. Ритмика (5 часов).

Практические занятия:

4.1.1. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений, развивающих чувство ритма:

1)    отстукивание, прохлопывание заданного ритма

2)    ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)

3)    ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)

4)    построение и переход в колонну, шеренгу, круг

5)    прыжки под музыку под скакалку

6)    бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.

4.1.2. Ритмическая гимнастика:

  1. Комплекс упражнений с переменным шагом в стороны
  2. Прыжки на одной или двух ногах с хлопками в разном ритме
  3. Комплекс упражнений с предметами (гимнастическая палка, обруч и т.д.)
  4. Бег под музыку
  5. Комплекс упражнений с различными видами синкоп
  6. Комплекс музыкальных игр («Музыкальный мяч», «Волшебная шапка», «Веселая дудочка» и т.д.)
  7. Комплекс подвижных игр под музыку («Сорока - белобока», «День и ночь», «Хитрый кот» и т.д.)
  8. Комплекс упражнений на построение и перестроение  («Корзиночка», «Цепочка» и т.д.)
  9. Комплекс ритмических упражнений с музыкальным заданием  - передача в движении характера музыки, ритма («Погода», «Времена года» и т.д.)

4.2. Пластика (8 часов).

4.2.1. Понятие «акробатика». Ёе значение в формировании актерской личности.

Практические занятия:

  1. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений первого года обучения.
  2. Комплекс простых акробатических упражнений (кувырки, «березка» и т.д.).

4.2.2.  Пантомима. Движение и образ.

Практические занятия:

  1. Комплекс игр на развитие пантомимических навыков («Замри», «Неподвижные фигуры», «Зеркало», «Угадай и повтори» и т.д.)
  2. Пластические этюды («Аленький цветочек», «Водоросли», «Роботы» и т.д.)
  3. Комплекс упражнений на равновесие («Лягушка - веселушка», «Переправа через ручей», «Выше ноги» и т.д.)

4.3. Танцевальная азбука (7 часов).

Русские народные танцы и пляски. Простейшие элементы исполнения русских народных танцев и плясок (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).

Практические упражнения:

  1. Совершенствование навыков выполнения упражнений для развития техники танца (см. первый год обучения).
  2. Комплекс упражнений и элементов русских народных танцев:

2.1.     Девочки – руки на платье, мальчики – руки на поясе

2.2.     Полуприседания

2.3.     Вытягивание ноги вперед, в сторону

2.4.     Подъём на носочках

2.5.     Повороты и наклоны головы

2.6.     Повороты и наклоны корпуса и т.д.

3. Разучивание несложных композиционных рисунков («Диагонали», «Хоровод» и т.д.).

Тема 5. Репетиционно – постановочные работы (34 часов).

5.1. Основные этапы работы над театральным действием (34 часа).

Особенности театральных постановок. Их виды и жанры. Понятие «мизансцена». Мизансцена как часть театрального действия. Виды и примеры мизансцен.

Практические занятия:

  1. Предварительный разбор произведения для постановки. Первоначальное знакомство с творчеством автора произведения, определение жанра произведения.
  2. Определение главных событий постановки.
  3. Работа над отдельными эпизодами и сценами.
  4. Работа над отдельными картинами и постановкой в целом с включением всех компонентов театрального действия. Уточнение мизансцен.
  5. Выпуск и показ постановки.
  6. Обсуждение постановки с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.

Тема 6. Концертная деятельность (4 часа).

Практические занятия.

 После второго года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и показать четыре номера (театральные постановки). Номера должны отличаться более сложной постановкой в отличие от номеров первого года обучения.

Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).

Заключительная беседа руководителя с разбором работы каждого участника кружка. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.

 

III. Третий год обучения

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Беседа с  учащимися о задачах кружка на данный учебный год.

Тема 2. Основы сценической речи (16 часов).

2.1. Дыхание и голос (2 часа).

Практические занятия – голосо - речевой тренинг:

  1. Комплекс упражнений на беззвучном и звучащем выдохе  («Жуки», «Самолет» и т.д.).
  2. Комплекс упражнений (по стихотворным строчкам и текстам пословиц и поговорок) на повышение каждой строчки текста (по полутонам напевным способом).
  3. Самомассаж мышц, участвующих в процессе дыхания

2.2. Дикция (2 часа).

Практические занятия:

Артикуляционная гимнастика. Освоение четкости и ясности произношения на материале стихотворений и сказок, где в предложениях встречаются труднопроизносимые сочетания звуков.

2.3. Орфоэпия (5 часов).

Основные орфоэпические правила.

Практические занятия:

Урок – зачет по теме «основные орфоэпические правила».

Комплекс упражнений на звукоподражание («Совушка», «Попробуй, испугай!» и т.д.).

2.4. Работа над текстом (7 часов).

2.4.1. Этапы работы чтеца над художественным произведением.

Практическое занятие - самостоятельная работа над текстом.

2.4.2.  Комплекс упражнений на упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания («Кукушка и кукушата», «Мячики-хлопушки» и т.д.).

2.4.3. Чтение и разбор басен русских писателей (И. Крылов, С. Михалков и др.). Знакомство с произведениями художественной литературы.

Практическое занятие – инсценировка стихотворений.

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты (19 часов).

3.1. Сценическое воображение (10 часов).

Понятие о воображении. Виды воображения: активное и творческое воображение. Особенности сценического воображения.

Практические занятия:

  1. Комплекс упражнений на умение относиться к условному как к безусловному, к правде как к неправде (например, чем может быть стул? – печкой, телевизором и т.д.; табуретка может быть собачьей конурой, колючим кустарником и т.д.).
  2. Комплекс упражнений на умение вспоминать и воображать зрительные образы, звуки («В зоопарке», «На море», «В аэропорту» и т.д.).
  3. Комплекс упражнений на умение оправдывать свое поведение на сцене той или иной нафантазированной причиной (например, прячусь в комнате - оправдай - почему? от кого?; закрываю дверь - почему? как?  и т.д.).
  4. Комплекс игр для развития воображения («Шарады», «Скульптуры» и т.д.).
  5. Этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств («В ожидании поезда», «Долгожданная встреча» и т.д.).
  6. Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика (например, ловлю рыбу – клюёт; наливаю чай в стакан, кладу сахар, пью – оказывается, положил соль; кошу траву – задеваю гнездо с птенцом и т.д.).

3.2. Сценическое общение (9 часов).

Понятии «общение». Отличие сценического общения от обычного общения в жизни.

Практические занятия:

  1. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов («Повтори», «Зеркало», «Пойми меня», «Глухие телефоны» и т.д.).
  2. Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки («Встреча разведчиков в тылу врага» и т.д.).
  3. Комплекс упражнений и этюдов, требующих целенаправленного воздействия словом (например, попросить у незнакомого человека монету для телефона – автомата; остановить человека, который идет и не видит, что открыт люк и т.д.).
  4. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него – краткий диалог (например, «Ты? – (в смысле) – «Вот приятная встреча!»; или сказать «Здравствуй, Пётр!» по-разному: радостно, заискивающе, зло, осуждающе и т.д.).
  5. Комплекс упражнений и этюдов с более развернутым текстом на развитие образных представлений – видений (например, рассказать о дороге в школу из дома для того, чтобы убедить ребят прогуляться вместе; удивить друзей рассказом о необыкновенной встрече  и т.д.).
  6. Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений (например, «Буратино», «Лев и собачка», «Королевство кривых зеркал» и т.д.).

Тема 4. Ритмопластика (19 часов).

4.1. Пластика (9 часов).

Основные сценические приемы, техника их исполнения.

Практические занятия:

  1. Комплекс основных сценических приемов (падения, поклоны, сценические бои и т.д.).
  2. Комплекс упражнений для пластичности рук («Малярная кисть», «Голуби» и т.д.).
  3. Пантомимический тренинг («Мертвая точка», «Стена», «Палка о двух концах» и т.д.).
  4. Комплекс упражнений для пластичности тела (работа над походкой, пластические этюды и т.д.).

4.2. Танцевальная азбука (10 часов).

Танцы народов мира. Современное танцевальное искусство (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).

Практические упражнения:

  1. Комплекс упражнений на постановку корпуса, позиции ног, положения рук (у шведской стенки).
  2. Комплекс основных танцевальных движений:

а) шаг вперед – назад

б) легкий бег

в) шаг с подскоком

г) боковой галоп

д) шаг польки

е) шаги вальса

3. Комплекс простых движений и элементов современных танцев:

а) элементы «макарены»

б) элементы «ламбады»

в) шаговые движения

г) прыжки

д) вращательные движения корпусом

е) элементы хип - хопа, брейк-данса

ж) элементы танцевальной аэробики и т.д.

Тема 5. Репетиционно – постановочные работы (39 часов).

5.1. Основные этапы работы над театральным действием (39 часов).

Практические занятия.

Совершенствование творческих навыков и умений, приобретенных за время работы в кружке. Усложнение постановки номеров и театральных композиций для показа в общешкольных мероприятиях.

Тема 6. Концертная деятельность (6 часов).

Практические занятия.

 На третьем году занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и показать шесть номеров (театральных постановок) различной сложности.

Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).

Итоговое занятие планируется провести в форме творческого отчета – концерта участников кружка перед учащимися и педагогами школы с поощрением самых активных участников кружка.

На протяжении всех трех лет занятий в кружке могут быть применены такие формы обучения, как сюжетно-игровые и конкурсные программы:

 - «Посвящение в кружок» (первый год обучения)

 - «Народный артист» (конкурс по итогам успеваемости)

 - «Самый – самый …» (конкурсы на самых пластичных, артистичных, послушных и т.д.).

 

Требования к уровню подготовки учащихся

После окончания первого года занятий в кружке учащиеся должны

 знать:

- правила поведения при занятиях любыми видами театральной деятельности;

- понятие «театр», виды театров;

- знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

- понятие «танец», основные танцевальные направления.

уметь:

 - выполнять артикуляционную гимнастику, простейшие упражнения по актерскому мастерству;

-выполнять разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;

-выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.

 Навыки:

-выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;

После окончания второго года занятий участники кружка должны

знать:

  - понятие «акробатика»:

 - простые элементы русских народных танцев и плясок.

уметь:

- декламировать стихи;

 - выполнять основные движения русских народных танцев;

 - выполнять пластические и актерские этюды на темы, предложенные педагогом;

- выполнять базовые упражнения на общую физическую подготовку и акробатику;

 

 - применять полученные навыки при выступлениях на общешкольных мероприятиях и на мероприятиях вне школы.

Навыки:

-внимательно, не отвлекаясь  работать на протяжении всего времени занятий;

-выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека;

          После окончания третьего года занятий учащиеся должны

знать:

 - основные этапы работы над текстом;

 - основные этапы работы над театральным действием;

 - названия танцев народов мира.

уметь:

-самостоятельно выполнить упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики;

- выполнять современные танцевальные движения

- самостоятельно выполнять актерские этюды на темы, придуманные руководителем или самим учащимся

- применять полученные навыки при выступлениях на общешкольных мероприятиях и на мероприятиях вне школы.

По окончанию всего курса обучения участники кружка должны

знать:

- основные теоретические понятия по предметам «сценическая речь», «актерское мастерство» и «ритмопластика».

уметь:

 - ориентироваться в сценическом пространстве

 - владеть основными навыками сценической речи

 - создавать роль с помощью мимики, жестов, звукоподражания или слов

 - работать индивидуально и в коллективе.

Навыки:

-внимательно и продуктивно работать на протяжении всего времени занятий и репетиций;

-выполнять подготовленную заранее программу показа в присутствии зрителей.

 

 

Список литературы:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С. П. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось 89, 2001. – 115 с.
  2. Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз, 2001. – 309 с.
  3. Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: Сентябрь, 2004. – 192 с.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – М.: Просвещение, 1991. – 90 с.
  5. Выготский Л. С. Психология и развитие ребенка. – М.: ЭКСМО, 2003. – 509 с.
  6. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Современное слово, 1998. – 480 с.
  7. Диагностика и развитие актерской одаренности / Сб. науч. трудов. – Л.: ЛГИТМИК, 1986. – 154 с.
  8. Дмитриев А. С. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. – К.: Издательство Красноярского университета, 1987. – 151 с.
  9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1978. – 334 с.

10. Корсакова Е. А. Мастерство речи. Выпуск № 1. – М.: Искусство, 1953. – 68 с.

11. Кох И. Э. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1962. – 566 с., с ил.

12. Краткий дефектологический словарь. М.: «Просвещение», 1964. – 397 с.

13. Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. – М.: Советская Россия, 1971. – 135 с.

14. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

15. Лебединская К. С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. -  М.: Просвещение, 1991. – 97 с.

16. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. – 208с.

17. Мастерство актера / Межвуз. сб. науч. трактатов. – М.: ГИТИС, 1990. – 220 с.

18. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 204 с.

19. Нарушение речи и голоса у детей / Сб. науч. трактатов. – М.: МГПИ, 1979. – 118 с.

20. Обучение и воспитание детей «группы риска» - Сост. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 224 с.

21. Певзнер М. С. Динамика развития детей олигофренов. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963 . – 223 с.

22. Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков у учащихся вспомогательных школ.  – М.: Педагогика, 1997. – 128 с.

23. Пороцкая Т. Н. Работа воспитателя. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

24. Пособие для культурно-просветительских и театральных училищ «Основы сценического движения». – М.: Просвещение, 1976. – 222 с.

25. Программа для актерских факультетов театральных институтов «Мастерство актера». – М.: Высшая школа, 1963. – 31 с.

26. Программа для актерских факультетов театральных институтов «Сценическое движение». – М.: Министерство культуры СССР, 1967. – 21 с.

27. Программа для актерских факультетов театральных институтов «Сценическая  речь». – М.: Министерство культуры СССР, 1966. – 32 с.

28. Программа курса для учащихся культурно-просветительских школ «Сценическая речь». – М.: Советская Россия, 1961. – 24 с.

29. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно – развивающее обучение. Начальные классы.  – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.

30. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Сборник № 1. – М.: Владос, 2001. – 232 с.

31. Славский Р. Е. Искусство пантомимы. - – М.: Искусство, 1962. – 134 с., с ил.

32. Станиславский К. С. Художественные записи. - М.: Искусство, 1939. – 165 с.

33. Станиславский К. С. Этика. - М.: Искусство, 1962. – 46 с.

34. Стромов Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению. – М.: Просвещение, 1980. – 79 с.

35. Сценическая речь / Уч. пособие для средних театральных и культурных просветительских учебных заведений. – М.: Просвещение, 1976. – 336 с.

36. Футлик Л. И. Воспитание творчеством. – П.: Областной дворец культуры, 2001. – 210 с.

37. Черник Е. С.  Физическая культура во вспомогательной школе. – М.: Учебная литература, 1997. – 320 с.

38. Элькис Г. Я. О пластическом тренаже актера. – К.: Мистецтво, 1986. – 115 с.

 

 

ШКОЛЕ 75 !

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ