МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Особенности обучения нумерации

учащихся специальной  (коррекционной) школы VIII вида

(Кенжибаева Айсулу Абдухаиловна,

 учитель математики МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида г. Перми)

 

     Задача изучения темы «Нумерация многозначных чисел» состоит в том, чтобы расширить у учащихся понятие десятичной системы счисления, натуральной последовательности чисел и структуры многозначного числа и на этой основе сформировать умение считать и записывать многозначные числа.

     Учащимся необходимо показать, где в практике, в жизни используются те многозначные числа, которые они изучают на уроках в школе.

     Нумерация многозначных чисел усваивается умственно отсталыми учащимися с большим трудом. Эти трудности связаны в первую очередь с тем, что многозначное число трудно конкретизировать. Наглядные пособия являются условными пособиями (абак,  счеты, таблицы разрядов, мер). Они скорее конкретизируют не число, а десятичную систему счисления.

     Учащиеся СКОУ VIII вида испытывают затруднения в счете, как простыми единицами, так и другими единицами счета.

     Наблюдаются также трудности при чтении многозначных чисел. На первых порах ученики не выделяют при чтении класса тысяч, не учитывают 0.

     Не только чтение, но и выработка умений и навыков при письме  многозначных чисел требует от учащихся значительных усилий, большого количества тренировочных упражнений.

     Нечеткое представление о разрядах, классах нередко затрудняет сравнение соседних классов, разрядов, нахождение наибольшего и наименьшего числа каждого разряда.

     Изучение нумерации многозначных чисел не должно ограничиваться только теми уроками, которые отводятся на первоначальное знакомство с этой темой. Упражнения на закрепления должны быть неотъемлемой частью почти каждого урока. Их следует включать в устный счет, арифметические диктанты. От сознательного усвоения нумерации зависит успех овладения арифметическими действиями.

     Многозначные числа являются характеристикой множеств, содержащих большое количество элементов. И по возможности учитель должен нарисовать, воссоздать перед учащимися те жизненные ситуации, при которых счет ведется крупными единицами счета, где применение больших единиц счета обусловлено самими условиями, потребностями человека.

     Например, задачи:

1)    Дежурный раздает каждому ученику по 2 тетради, как он будет отсчитывать по 2 тетради? Какую единицу счета он выберет (единицы)

2)    Завхоз выдает каждому учителю по 30 тетради. Чтобы быстрее отсчитать какую единицу счета он выберет?

3)    В магазин привезли тетради, упакованные в пачки по 100 тетрадей.

4)    С фабрики на склад привезли тетради, упакованные в пачки по 1000 тетрадей и т.д.

     Значит, считать можно единицами, десятками, сотнями, тысячами, и т.д.

     При записи  многозначных чисел (в начале темы), нужно обращать внимание на количество цифр, обозначать точками, при 4,5,6 - значных числах. Необходимо ставить интервал или отделять точкой класс тысяч и класс ед. за тем можно записывать и читать неполные многозначные числа.

     Обучая умственно отсталых учащихся действиями чтения чисел, записи, присчитывания и отсчитывания различных счетных единиц, сравнения, округления, первоначально необходимо сформировать у них соответствующие операции.

     Например, для осуществления действия чтения многозначных чисел учащимся необходимо освоить следующие операции:

-      Выделить класс в числе,

-      Определить позиции и названия разрядов первого и второго классов;

-      Установить позиционное значение цифр того или иного разряда;

-      Найти общее количество единиц каждого  класса;

      Для выполнения действия записи многозначных чисел школьники должны уметь выполнить операции:

-      Установить общее число единиц каждого класса;

-      Общее число единиц второго и первого классов раздробить на разрядные слагаемые;

-      Подобрать цифры, которые будут обозначать соответствующее количество разрядных единиц, и записать цифры в соответствующих позициях.

     Проводятся упражнения, формирующие умения анализировать числа по десятному составу , раскладывать числа на классы и разрядные слагаемые, определять место числа  в числовом ряду, считать разрядными единицами в прямой и обратной последовательности числового ряда и т.д.

 

Виды упражнений

1)    Сравнивать разностно и кратно

2)    Замена крупных разрядных единиц более мелкими и наоборот: 5000 заменить единицами тысяч, сотнями , десятками, единицами. Занимаем (берем) 1 тысячу и заменим сотнями = 10 сотням,  а всего 4 тысячи 10 сотен → 1 сотня – в 10 десятков = 4 тысяч 9 сотням 10 десяткам и т.д.  Это упражнение готовит учащихся к выполнению действий с переходом через разряд

3)    Закрепление понятия о числе единиц в отдельных разрядах и об общем количестве.

Для этого полезны упражнения, в которых нужно дифференцировать вопросы, задания – подчеркните разряд десятков, общее число  десятков ил количество каких подчеркнуто в числах.

4)   В таблицу классов и разрядов вписать числа 752 и 752 тыс. уч-ся сравнивают, анализируя их.

5)   Записать числа – 75 тыс. 620 ед. назвать классы и разряды

6)   Написать и прочитать  числа – 2 десятка 8 единиц I класса  и  9 единиц II класса;

7)   Прочитать числа 5075, 4106, 6008 и т.д. Указать единицы, каких разрядов и классов в них равны нулю.

8)   Необходимы упражнения на нахождение наибольшего и наименьшего числа каждого разряда и класса

9)   С темой «Нумерация многозначных чисел» тесно связано решение примеров вида 3785 – 1 3458 + 1 . оно основано на знании свойства натурального ряда чисел.   Решение примеров вида 36 тысяч + 12 тысяч  основано на знании образования многозначных чисел. Выполняя действия уч-ся должны проводить анализ.

10)                   Перепиши выражения так, чтобы значение каждого последующего выражения было меньше значения предыдущего выражения на 100:

240 – 110 = 130, 150 + 80 – 230,  160 + 290 = 330,  670 – 240 = 430, (160 - 90) +460 = 530,            210 – 80 = 630

 

     Выполняя все упражнения на закреплении и изучении нумерации трудно усваиваивается на слух, записываются на карточках, доске и т.д., с тем, чтобы включить для их восприятия кроме слухового, но и зрительный анализатор.

 

Примерные вопросы для тестов:

1. Единицы, десятки, сотни составляют

А) первый класс                                      В) третий класс

С) второй класс                                       Д) пятый класс  Д) четвертый класс

2. Тысяча – единица какого класса?

А) пятого             В) второго             С) первого       Д) четвертого  Е) третьего

3. Запиши число, которое состоит из 80 единиц второго класса и 540 единиц первого класса

А) 800540          В)8540              С) 80540               Д) 54080           Е) 540800

 

4. Сколько всего десятков в числе 2315

А) 2315           В) 2             С)23        Д) 231            Е) 230

5. Разложи на разрядные слагаемые 26501

А) 20000+600+500+1            В) 20000+6000+50+1

С) 20000+600+500+1            Д) 20000+651         Е) 20000+6000+500+1

6. Запиши число, которое разложено в виде суммы разрядных слагаемых  

                                  400000 + 5000 + 300 + 80

А) 405380                 В)400538            С) 450380          Д) 540380     Е) 405308

7. Найди значение суммы  385002 + 72308 + 552

А) 457826               В) 457862            С) 475826        Д) 475862        Е) 547862

8. Выполни вычитание 307 м25 см – 99м 37см

А) 2078м 8см      В) 20 м 878м      С) 207 м 88см        Д) 200м 88см   Е) 208м7см

9. Выбери числовое выражение к данному ответу 9200

А) 7200 + 800            В) 4500 +400              С) 5300 + 300        Д) 3000 + 6200

Е) 10000 – 700

10. Определи, какой знак нужно поставить, чтобы выражение было верным.

                                       7 кг200 г  **      7020 г

А) +                 В) -           С) =            Д) <                     Е) >

Или другой вариант вопросов:

1. Найди запись числа восемьсот тридцать тысяч шестьдесят: 

            А) 830 006   В) 83 060  С) 830 060  D) 830 660  Е) 830 600

2. Запиши число по сумме разрядных слагаемых  7000+200+40+5:

             А) 70 245   В) 7 245      С) 700 245  D) 70 425   Е) 7 425

3. Найди наибольшее из чисел:

             А) 17 295  В) 17 592     С) 17 952    D) 17 259    Е) 17 925 

4. На сколько 2 сотни больше, чем 2 единицы?

         А)198        В)180           С)182          D)200          Е)100

 

Литература:

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272с.
  2. М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе», Москва, ВЛАДОС, 2001 г.
  3. Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы», Москва, «ВАКО», 2007 г.(Мастерская учителя)

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ