МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Игра – составная часть

коррекционно-развивающего обучения и воспитания младших школьников

(Костарева Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г.Перми)

 

     «Игра – это путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить» - А.М.Горький.

     «Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу. Игра готовит ребёнка к учению и труду» - А.С.Макаренко.

     Дети с отклонением в умственном развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития.

     Однако необратимость этого явления не означает, что оно не поддаётся коррекции. Прежде всего, исправление недостатков познавательной деятельности умственно отсталых школьников достигается в процессе обучения основам общеобразовательных дисциплин и усвоение требуемых умений и навыков. Большое место в процессе обучения и воспитания отводится игре.

     Значение игры:

* способствует пробуждению у школьников мотивов и потребности в учёбе;

* совершенствуются психические процессы, лежащие в основе познавательной деятельности;

* в ходе игры у учащихся развивается речь;

* формируются количественные и временные представления, счётные навыки;

* расширяется кругозор;

* способствует закреплению и повторению системы знаний, полученных на уроках;

* рождаются положительные эмоции, что повышает эффективность обучения;

* способствует формированию жизненно важных качеств личности, положительных черт характера (волевые проявления в достижении цели, трудолюбие, активность, дружелюбие и др.);

* раскрывается творческий потенциал, пробуждается потребность в творческом самовыражении;

* способствует проявлению у школьников навыков планирования, распределения сил и возможностей;

* влияют на успешную адаптацию ребёнка в коллективе.

Познавательная игра относится к специальным методам стимулирования познавательного интереса, которая опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.

     Элементы деятельности игровых ситуаций:

1. Игровая задача. (В отличие от прямой постановки задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребёнка. Способы же её решения являются учебными. Например: в игре «Туристы» учебная задача – формирование у детей умения работать с картой);

2. Игровой мотив;

3. Учебное решение задач.

В ходе игры и после неё может происходить сдвиг с игровых моментов на познавательные. После игры школьники стремятся получить дополнительную информацию, т. е. у них игровая задача трансформируется в учебную.

     Классификация игр по дидактической нагрузке:

* игры, способствующие формированию умения классифицировать;

* игры, цель которых – проверка правильности сформированных представлений;

* игры, направленные на выявление связей, сущности явлений;

* игры, способствующие формированию умений, навыков.

    Игры различают по форме проведения:

* игры – путешествия;

* игры конкурсы – аукционы (участники соревнуются в лучшем знании какой-либо темы);

* конкурсы – проекты;

* ролевые игры;

* имитационные игры;

* игры – занимательные упражнения (загадки, викторины, кроссворды, ребусы, пословицы, поговорки, загадки – шутки, шарады, скороговорки, фокусы и шутки, доскажи словечко, чистоговорки, пальчиковые упражнения).

     Игры предоставленные в данной разработке могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Они помогут школьникам активно включиться в процесс самопознания, саморазвития и совершенствования своих познавательных способностей.

     Главная цель – содействие всестороннему развитию личности умственно отсталых школьников начальных классов.

     Главная задача – коррекция имеющихся недостатков, развитие у детей сохранных возможностей и интеллектуальных качеств, таких как:

* внимание;

* память;

* умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;

* способность к комбинированию;

* умение находить ошибки и недостатки;

* пространственное представление и воображение;

* способность предвидеть результаты своих действий.

     Принципы, на которых осуществляется развитие личности:

* целесообразность;

* коррекция;

* интегрированность;

* комплексность;

* систематичность;

* доступность;

* поэтапность;

* востребованность;

* психическая комфортность;

* интерес.

     Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном учебном занятии, это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для учащихся деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий. При организации игры учителю следует принимать во внимание не только имеющиеся возможности ребёнка, но и зону ближайшего развития, чтобы продвинуть вперёд психическое и личностное развитие умственно отсталого ребёнка.

     Памятка для учителя:

* задачи, решаемые игрой, должны быть расположены в порядке возрастания сложности;

* задачи должны иметь широкий диапазон трудностей;

* постепенное возрастание трудности позволяет ученику идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности;

* в каждой игре должна быть организующая и направляющая помощь со стороны учителя;

* на урок рекомендуется брать не более 1-2 развивающих игр;

* результат игры фиксируется, обсуждается;

* необходимо соблюдать основные принципы игр:

1. От простого к сложному;

2. Самостоятельно по способностям, до«потолка» своих возможностей.

     Составные части игры:

1. Разминка – подготовка к игре (знакомство с условием, правилами, инструкциями);

2. Самостоятельная работа – игра;

3. Подведение итога.

 

     Ӏ. Особенности развития психических функций школьников

     1. Развитие ощущений и восприятий

     Восприятие умственно отсталых детей часто страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, формируется замедленно с большим количеством особенностей и недостатков, таких как суженный объём, замедленный темп, слабость обозрения, узость восприятия, недостаточная активность.

     Развитие мелкой моторики важно для того, чтобы ребёнок хорошо разговаривал, ловко выполнял любую работу. У умственно отсталых детей наблюдается грубое нарушение моторики: движения неуклюжие, неловкие, спонтанные.

     Позже своих сверстников отсталые дети начинают различать цвета. Особую трудность представляет различение цветовых оттенков. Больше других они должны наблюдать окраску предмета, называть цвет, сравнивать по цвету, воспроизводить цвет (рисование, лепка).

     Все объекты реальной действительности существуют в пространстве и времени. Данные дети значительно позже овладевают понятиями: «спереди - сзади, верх-низ, лево-право».

     Наблюдаются нарушения осознанного восприятия бытового, математического, исторического времени: дат и событий личной жизни, соотношения мер времени, сравнения, связи между событиями.

     2. Развитие памяти

     Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Умственно отсталые дети усваивают всё новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике.

     Особенности памяти:

* замедленность формирования и видоизменения новых условных связей, как причина затруднений в усвоении учебного материала;

* быстрота забывания в усвоении;

* быстрота забывания и неточность воспроизведения;

* забывчивость как проявление истощаемости коры головного мозга;

* зависимость воспроизведения от осмысления материала и предназначенности запоминания;

* опосредованное запоминание.

     3. Развитие мышления

Мышление – это главный инструмент познания. Его развитие предполагает, что ребёнок способен производить сравнения, анализ, синтез, классификацию, включение части в целое.

     Особенности мышления:

* анализ предметов они производят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные; выделяют общее свойства предметов, а не их индивидуальные признаки;

* затруднён синтез: не устанавливают связи между предметами;

* сравнивают по несущественным признакам;

* не устанавливают сходство предметов.

     Мышление некритично, снижена активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.

     4. Развитие внимания (зрительного и слухового)

     Внимание – это основа, на которую опирается вся познавательная сфера. У данных детей выражены такие недостатки внимания, как малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. Особенно сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности.

     5. Развитие воображения

     Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое внимание, которое предполагает:

* наблюдательность;

* расчленённость восприятия (способность видеть предмет в многообразии его признаков);

* способность к сравнению.

     У умственно отсталых детей воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью, так как их жизненный опыт беден и мыслительные операции несовершенны.

     Вывод

     Кроме указанных особенностей психических процессов у данной категории школьников отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, которые выражаются в апраксии губ и языка, недоразвитии сенсорной стороны речи; не различают близкие по характеру звуки, не могут выделить отдельные звуки из плановой речи, плохо дифференцируют сложные звуковые комплексы (имеют стойкие нарушения фонетического восприятия). Это ведёт к нарушению звуко -буквенного анализа, негативно сказывается на овладении грамотным письмом.

     Анализ теории и практики показывает, что у умственно отсталых детей игра становится не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему психофизическому развитию ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, развитию его личности, успешной адаптации ребёнка в школе, в детском коллективе, повышению активности и пробуждению интереса к учёбе.

     ӀӀ. Игры для развития ощущений и восприятий (3-4 кл.)

     В этот раздел включены игры, способствующие развитию зрительного, слухового, тактильного анализаторов, мелкой моторики. Дети учатся различать величину, форму, цвет, объём, звучание предметов, их расположение в пространстве.

     1. Игры для развития тактильных ощущений

     «Кто в мешке?»

     Ребёнку показывают 6-8 игрушек. Ученик в течение 5-7 секунд смотрит на них, запоминает. Затем, закрыв глаза, на ощупь по заданию находит игрушку (лису, собаку, зайца и др.)

     «Найди дорожку»

     Перед учениками несколько гимнастических дорожек, покрытых шёлком, фланелью, со спичками, пуговицами, зерном, бусинками. Дети вместе с учителем анализируют состояние каждой дорожки, а затем по заданию, с закрытыми глазами, на ощупь находят дорожку (место расположения их можно поменять).

     «Чудесный мешочек»

     Учитель заранее готовит мешочки одинаковой величины, в которые насыпает горох, сахарный песок, рис, манную крупу, фасоль, гречку. По команде «хозяюшки» дети на ощупь с закрытыми глазами должны определить содержимое мешочка (найти затребованный мешочек).

     2. Игры для развития мелкой и общей моторики

     Пальчиковые игры

     Дети по заданию учителя демонстрируют на пальцах различные упражнения: «Пальчики здороваются», «Человечки бегают по столу», «Лодка», «Домик», «Грабли», «Цепочка», «Ёлка», «Коза», «Корни деревьев», «Слонёнок», «Зайка».

     Рекомендации:

* после каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кисти);

* пальцы нагружать равномерно;

* на уроках математики и русского языка фокус внимания следует перенести с разминки пальцев и ладоней на их массаж (упражнения на растирания).

     Игры с мелкими предметами

* конструктор (сложить, свинтить);

* лепка из пластилина, глины, солёного теста;

* пуговицы (создание узоров, пришивание).

     «Тропинка»

     Задание: обозначить тропинку в несколько метров и пройти по ней (ширина 20 см.)

* перешагивание через препятствия;

* пропрыгать на одной ноге;

* пройти по шнуру, выложенному зигзагообразно.

     «Прыжки через ручей»

     Ширина ручья 50-60 см (нарисовать мелом на полу). Дети прыгают по заданию:

* на одной ноге;

* на двух ногах;

* на трёх ногах парой (связывают две ноги).

     «Театр зверей»

     Дети учатся управлять своим телом, изобразив зверей: зайца, лису, кошку, мышку, лягушку, петуха, пингвина, ежа, льва, пантеру. Движения выполняют под музыку по команде.

     «Эстафета зверей»

     На первом этапе дети должны пробежать как зайцы, на втором – как медведи и т.д.

     ӀӀӀ. Игры для развития памяти (3-4 кл.)

     Для развития зрительной моторной памяти организуются игры, где запоминание опирается на образец. В качестве игровых упражнений можно использовать рисование, лепку, списывание с доски, работу с конструктором, рисование узоров по клеточкам, запоминание и воспроизведение сюжетной картинки, поиск отличий, запоминание определённого качества предметов или порядка их размещения.

     Для развития слуховой памяти целесообразно использовать игры с применением вместо наглядного образца словесной инструкции.

     Для развития словесно-логической памяти рекомендуется запоминание набора слов (6, 10, 15), которые можно разбить на группы по различным признакам, а затем их воспроизвести.

 

     1. Игры для развития зрительной памяти

     «Вспомни узор»

     На бумаге нарисован узор (геометрические фигуры, кривая или ломанная линия). Ребёнок смотрит на узор одну минуту, узор убирают и просят ребёнка воспроизвести его.

     «Запомни порядок»

     Игроки смотрят на числовой ряд 10-15 секунд, анализируют, запоминают. Затем числовой ряд убирают и просят детей воспроизвести его (найти закономерность и продолжить).

0, 5, 10, 15 … 0, 2, 4, 6, 8 … 21, 18, 15, 12 …

     «Найди животных»

     Детям выдаются готовые рисунки с контурами животных (наложение одного трафарета на другой). Ребёнок внимательно смотрит на рисунок и ищет фигурки животных. Задания: обведи контуры разным цветом; узнай животных и нарисуй каждого в отдельности; составь рассказ по плану (внешний вид, где обитает, чем питается, польза); изобрази животного.

     «Перемена мест»

     На столе разложены различные предметы. Дети внимательно рассматривают их.

В то время, когда ученик отвернётся: убирают один предмет; заменяют его другим; меняют предметы местами, ученик определяет, что изменилось.

     2. Игры для развития слуховой памяти

     «Имена»

     Учитель называет 10-12 имён, ребёнок должен их запомнить и назвать (записать): по порядку; в любом порядке; только девочек; только мальчиков; только те которые есть в классе.

     «В гостях у животных»

     Задание: посмотрите внимательно на иллюстрации животных, постарайтесь их запомнить. А сейчас закройте глаза, я буду перечислять их, а вы на слух определите, кого я не назвала (по аналогии: «в гостях у птиц», «в саду», «в огороде» и др.).

 

     3. Игры для развития обонятельной и вкусовой памяти

     «Вспомни вкус»

     Задание: вспомните слова, характеризующие вкус (острый, кислый, солёный, сладкий), объясните их значение. Слова записываются на доске; выберите вкус, который вам больше всего нравится, объясните почему. Напишите как можно больше подходящих к этому слову слов предметов (существительных). Что может быть сладким? – сок, конфета, яблоко и т.д.

     «Дегустатор»

     Двум игрокам одновременно закрывают глаза и дают попробовать три одинаковых фрукта (дольки). Выигрывает тот, кто определит название фруктов.

 

     4. Игры для развития смысловой памяти

     «Из слогов - слова»

     Игроки должны из слогов составить слова, записать в тетради. Слоги даны на карточках или доске. Например: ши, ма, на, ка, шиш, жи, лы и др. (машина, шина, шишка, жилы, лыжи).

     «Слово в единственном и множественном числе»

     Детям называют слово в единственном числе они должны сказать во множественном числе. Например:

Кот – коты дуга – дуги слива - сливы

Плот – плоты рука – руки грива - гривы

Беда – беды крот – кроты дива -

Мука - гром -

 

     «Покорение вершин»

     Игроки должны из нескольких слогов составить имена собственные и записать. Например:

ша на ня ма на ма я

\/ \/ /\ /\ /\ /\

я та ша ри та ра ков

     «Разрезные пословицы»

     Детям раздают карточки с половинками знакомых пословиц. Следует найти половинку и записать пословицу. Например:

Тру… кормит Сем… раз отмер…

один раз отрежь лен… портит

     «Слоговой аукцион»

      Задание: составь слова. На… (-сос, -род, -пёрсток). Найди лишнее.

Но… (-жи, -ши, -чи).

 

     ӀV. Игры для развития мышления (3-4 кл.)

     В этом разделе предлагаются игры и игровые упражнения, способствующие развитию различных сторон мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций.

 

     1. Игры для развития наглядно-действенного, наглядно-образного мышления

     «Угадай, что спрятано»

     Учитель прячет игрушку и описывает её внешний вид. Например: жёлтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв маленький, острый. Ребёнок должен угадать какая это игрушка (цыплёнок). По аналогии - отгадывание слова по его описанию или значению. Например:

Корабль – морское судно.

Язык – орган во рту.

Пример – образец для подражания; упражнение по математике.

«Узнай, кто ты?»

Игроку на голову одевают маску, которую он раньше не видел. Дети задают наводящие вопросы. ( Рост животного? Цвет шерсти? Где живёт? С кем дружит? Чем питается? Кого опасается? ).

     «Составь рассказ»

     Перед детьми разложена серия картинок. Учитель предлагает составить рассказ: от лица героя; от собственного лица; придумать своё окончание сюжета.

     Оригами

«Кошка», «Заяц», «Собака», «Лиса», «Жираф», «Медведь», «Птица», «Яхта» и др. Учитель предлагает детали работы оформить способом аппликации или прорисовать.

 

      2. Игры для развития словесно-логического мышления (анализ, синтез, обобщение)

      Игры - загадки

     Игроки должны научиться узнавать объект на основе описания отдельных признаков или возможных действий с ним. Их следует подбирать по темам: природа и её явления; человек; мир животных; растения; труд; техника; инструменты; школа и учебные принадлежности; спорт; жилище человека и его быт.

     Загадки – шутки

     Отличаются тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему. Суть их – в ловушке или игре слов, остроумны, поражают неожиданностью ответа. Не надо предлагать детям больше двух – трёх загадок в один раз. Например: чем заканчиваются как день, так и ночь? (мягким знаком).

     Подскажи словечко

     Загадки в стихах, дети хором подхватывают ответ.

     Шарады

     Это загадки, в которых заданные слова состоят из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например: за - дача, пост – ель, кар – тина, до – рога.

Начало – нота,

Потом оленя украшение,

А вместе – место

Оживлённого движения. (До- рога)

Задание: соединить стрелочкой самостоятельные части слова в одно

      Скороговорки

     Это очень нужное и полезное для детей упражнение, применяемое для того,

чтобы исправить плохую дикцию. Их учат наизусть, затем читают: по слогам; по словам; по фразам; медленно; убыстряя темп; тихо; громко.

     Ребусы

     Ребус – это загадка, но не совсем обычная. Все слова в нём изображены при помощи рисунков и различных знаков, чтобы его прочесть, надо правильно назвать все изображённые предметы и понять, какой знак что изображает. Например:

100л, 7я, 40а.

     «Цепочка слов»

     Первый игрок называет слово, второй игрок продолжает цепочку, называя слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Например: аист – тарелка – автобус и т.д.

     «Группировка слов»

     Задание: сколько групп можно составить из данных слов? Выпиши в два столбика. Объясни. Например: радость, соловьи, семья, льдина, даль, крылья, сентябрь, здоровье.

     «Противоположность или игра наоборот»

     Задание: к данным словам подбери слова с противоположным значением.

Густой – редкий таять – замерзать

Гладкий – … подниматься - …

Чистый - … рисовать - …

Добрый - … засыпать - …

     «Подбери нужные слова»

     Задание: продолжи начатое перечисление и назови группу слов общим словом. Например: прятки, жмурки, …

Футбол, баскетбол, волейбол, …

     «Эхо»

     Задание: преврати одно слово в другое. Например:

Шмель – мель

Муха – уха

Роса – оса

Машина – шина

      «Анаграмма»

     Задание: отгадай слово, раздели на слоги, поменяй слоги местами.

Я в лесу пугаю многих, Поменяй местами слоги –

Наношу клыками рану. И посудиной я стану. (Кабан – банка).

 

     «Лишнее слово»

     Задание: найди лишнее слово, объедини оставшиеся слова по признаку:

Брат, друг, нос, тетрадь, град, снег, лоб, глаза.

Плот, пирожки, колос, голос, троллейбус, год, звонок, дуб.

     «Метаграмма»

С «Г» её на винт накрутят,

С «Л» на кошек громко лает,

С «М» - одежда, но не греет,

С «З» от волка убегает. (гайка – лайка – майка – зайка)

 

     V. Игры для развития внимания

     Развитие произвольного внимания у умственно отсталых детей следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной деятельностью. Внимание проявляется внутри таких процессов, как восприятие, воображение, мышления. Для осуществления успешной коррекционной работы необходимо развивать такие свойства внимания, как объём, концентрацию, распределение, переключение, устойчивость. Игровые задания должны постепенно приобретать характер учебной деятельности, способствовать увеличению объёма внимания до пяти объектах в 4 классе.

     1. Игры на развитие концентрации внимания

     «Слова спрятались»

     На доске записаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово: с (мех), (вол) к, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок.

     «Найди слова в строке»

     Изготовляются карточки со строчками из букв. Ученик должен просмотреть каждую строку и найти спрятанные слова. Например:

Питзммкунцзнла (котёл) (март) по (мяч) втпм (ды (м) ыло) щц

 

     2. Игры на распределение внимания

     «Лестница успеха»

     Двум командам на скорость предлагается решить одинаковое количество примеров одного типа.

     «Весёлый счёт»

     Найди числа по порядку и запиши пропущенные. Другие задания: запиши от большего к меньшему; назови только однозначные по порядку; только двузначные; только чётные; только нечётные; которые делятся на 10, 5, 2.

3 13 9 3 12 25 30

8 1 6 0 10 6 21

11 15 4 29 7 19 5

1 8 5 17

     3. Игры на развитие переключения внимания

     «День – ночь»

     Дети стоят возле парт. Закрепляются различные понятия: однозначное и двузначное число; чётное и нечётное число; разделительный мягкий знак и показатель мягкости и другие. Учитель диктует числа, слова . При одном понятии – «День» - дети руки тянут к солнышку; при другом понятии – «Ночь» - необходимо присесть.

     «Слова на слух с хлопками»

     Задание: один хлопок в ладоши, если слово обозначает предмет; два хлопка – действие предмета; три хлопка – признак предмета. Слова читаются на слух. (аналогично одушевлённые и неодушевлённые предметы, род и число существительных и др.)

     4. Игры на развитие устойчивости внимания

     «Работа с текстом»

     Ученику даётся небольшой текст и предлагается выполнить задания: зачеркнуть букву «А»; подчеркнуть букву «Б»; обвести в кружок букву «Г», если под ней стоит «Е» в следующей строке.

     5. Игры на развитие объёма внимания

     «Повтори цифры без ошибок»

     Задание: прослушай ряд чисел, а затем повтори их по порядку: 4, 1, 3, 7, 10, 15, 16. (аналогично проводится игра «напиши буквы или слова без ошибок»).

 

     VӀ. Игры на развитие воображения

     Развитое воображение – предпосылка и условие развитие творческих способностей ребёнка. Оно облегчает усвоение знаний, умений и навыков.

     «Ответь в рифму»

    У меня игра одна:

Под названьем «Он –Она».

И пускай играет тот,

Кто игру мою поймёт.

Он – слон, она - …,

Он – лось, она - …,

Он – ёж, она - …,

Он – кот, она - …,

Ну, конечно это кошка,

Но ошиблись вы немножко.

Так сыграем ещё раз:

Обыграть хочу я вас.

Он – слон, она - …,

Он – лось, она - …,

Он – волк, она - …,

Он – бык, она - ….

Да, да, да! Она – корова,

Но пора ей ко двору,

А вам спасибо за игру!

     «Необыкновенное животное»

     Задание: вообразите животное, которое никто и никогда ещё не видел, нарисуйте его, затем придумайте имя и опишите повадки и характер. Детям предлагается рассказать перед классом.

     «Танграм»

     Задание: из семи деталей составить фигуры животных и птиц. Для игры понадобятся детали, полученные путём разрезания квадрата по схеме.

     «Весёлая зарядка»

     Звучит музыка, по хлопкам ведущего дети, заранее поделённые на группы, показывают движения: самолёта – один хлопок; машины – два хлопка; лодки – три хлопка, при этом дети имитируют звуки данных предметов.

     «Артисты»

     Детям раздают заранее написанные предложения. Задания: прочитай предложение тихо; громко; весело; грустно.

 

 

Список литературы

1. Архипенко Ф.Н. Игра в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа, 1989, №4.

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в начальной школе. – М.: «Аким», 1995.

3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: «Просвещение», 1995.

4. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.

5. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта. – Пермь: ПГПУ/ Центр развития образования г. Перми, 2001.

6. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: «Просвещение», 2002.

7. Дик Н.Ф. Настольная книга для учителей начальных классов. – Ростов – на – Дону, 2004.

8. Завязкин О.В. Играя, развиваем память. – М.: ЗАО «Бао – пресс», 2005.

9. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: «ВАКО», 2010.

10. Кульневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов – на – Дону: ТЦ «Учитель», 2002.

11. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. – М.: «Просвещение, 2001.

12. Окулова Г.Е. Занимательная фонетика. Методическое пособие. – Оса: «Росстани», 2001.

13. Русанов В.Н. Смекалка на досуге. – Пермь, 1992.

14. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. – М.: «Педагогическое общество России», 2005.

15. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: «Астрель», 2001.

16. Шмаков С.А. Игры – щутки, игры – минутки. – М., 1993.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ