МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» г.ПЕРМИ

г.Пермь, ул.Ким, 60, тел.(факс) 265 88 03, эл.адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Использование тестов и тестовых заданий на уроках истории

 в условиях коррекционного обучения

(Гущеварова С.Ю., учитель МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г.Перми)

 

      Актуальность темы.  Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной. В настоящее время тестовая технология наряду с другими педагогическими технологиями в современной школе доступна учителю, так как на данный период существует много сборников тестовых заданий. Тесты широко представлены в методических пособиях разных авторов к конкретному учебнику конкретного класса по конкретно изучаемому периоду истории. В средних общеобразовательных школах дидактические тесты прочно укрепились как инструмент для объективной оценки знаний. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам и предметам общеобразовательной школы активно внедряются и используются.

      Однако в коррекционном образовании прослеживается отставание в разработке дидактических тестов как измерителей качества знаний, умений и навыков учащихся. Возникла идея создания системного тестирования с целью попытки внедрения на уроках истории в коррекционной школе контролирующей технологии и способов обновления контроля эффективности обучения. Следовало разработать и апробировать различные  виды тестового контроля и типы тестовых заданий в условиях коррекционного обучения.

      Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого заключается в том, чтобы установить «обратную связь» для оценки динамики усвоения учебного материала, действительного уровня владения системой знаний, умений и навыков; и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса на уроке.

      Педагогический контроль – это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания, он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, применительно к процессу обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков, он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся.

      На основе информации, полученной во время контроля, можно предупредить становление ошибочных навыков, сделать обобщающие выводы о методе обучения, определить уровень подготовки учащихся, оценить их работу, изменить приёмы и методы обучения. 

      Цель темы самообразования. Разработка и апробация тестовой системы контроля знаний школьников по истории в условиях коррекционного обучения.

      Задачи. Использовать тесты на уроках истории как активную форму обучения учащихся, способствующую развитию и коррекции  их психофизиологических возможностей, достаточно прочному усвоению знаний, умений и навыков детей, имеющими ОВЗ, в процессе изучения исторического материала.

      Педагогический тест представляет собой инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. В своей практике я использую следующие виды педагогического контроля:

1) текущий контроль; он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления на отдельных этапах результатов обучения с уровнем того, что учащиеся должны знать. Текущий контроль осуществляется в процессе изучения каждой темы, из урока в урок, и обеспечивает возможность диагностирования усвоения учащимися лишь отдельных элементов учебной программы;

2) периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащихся учебного материала по разделам, темам предмета, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным темам учебного материала.

3) итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагогов и учащихся. Его задача зафиксировать минимум подготовки и соответствие уровню программы коррекционного учреждения.

      Педагогический контроль выполняет три основные взаимосвязанные функции:

- диагностическую, которая заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля;

- обучающую, которая  мотивирует учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования детей, такие как: раздача примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста;

- воспитательную, которая проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

      Преимущества использования тестов в процессе изучения исторического материала заключается в следующем:

  • тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком;
  • тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки;
  • тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам;
  • тестирование более эффективно с точки зрения экономии. Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки;
  • в целях дифференциации контроля можно применять различные по сложности выполнения варианты тестовых заданий, что позволяет применить индивидуальный подход в обучении учащихся.

     Хотя тестирование имеет и  недостатки, но в своей работе, используя тестовые задания, я больше вижу плюсов от их применения, чем негатива.

     На уроках истории я применяю тестовые задания двух типов – закрытые и открытые. Тесты даются каждому ученику в печатном виде. Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация учащихся была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной. Рассмотрим типы используемых мною тестов на примере тестовых заданий на уроках истории в 8 классе.

Закрытые.

1. Задания альтернативных ответов.

Духовенство- это:

А) приближённые слуги из дворян;

Б) знатные бояре и удельные князья;

В) служители Русской православной церкви

2. Задания на восстановление соответствия.

Соотнесите правую и левую колонки:

А) основание Санкт-Петербурга                           1) 1714 г.

Б) Гангутское сражение                                        2) 1709 г.

В) Полтавская битва                                            3) 1703 г.

3. Задания на установление правильной последовательности.

Восстановите хронологическую последовательность правления в эпоху Дворцовых переворотов:

1) Пётр III;

2) Анна Иоанновна;

3) Екатерина I;

4) Пётр II;

5) Елизавета;

6) Екатерина II

Открытые.

1. Задания свободного изложения.

Напишите год избрания первого русского царя?_______________________

2. Задания-дополнения.

Абсолютизм – это:

форма ____________, при которой вся ________ принадлежит _____________

 

 

      Результат работы.

      В педагогической работе с историческим материалом имеется единый банк тестовых заданий в каждом классе; сформированы обобщенные знания и умения учащихся по курсу «История Отечества»; тестирование способно объективно оценить уровень школьных знаний.

      Предмет «История Отечества» интересен учащимся, само содержание создает благоприятную эмоционально-мотивационную среду. Задания в форме тестов вызывают интерес у учащихся, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к изучению предмета.

 

Литература

1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002.

2. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса в вузе.

3. Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. – Учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика 1991.

5. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. — М.: Высшая школа, 2010.

6. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.

7. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.- М.: Народное образование, 2001. - 232с.

8.Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть2.Педагогические измерения: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.

9. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.

10. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.

11. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

ШКОЛЕ 75 !

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОУ

ПРИЁМНАЯ ДИРЕКТОРА

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ

(планы, отчёты, муниципальное задание)

ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

!ФГОС  ОВЗ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

НАША ГАЛЕРЕЯ

НАША ГАЗЕТА

Публичный доклад директора

Результаты самообследования

ПРЕДПИСАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ 
(НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, 
ОТЧЁТЫ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Образцы заявлений

ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ